Анатолий Кулик и его команда, которая первая в мире пересекла океан на надувном разборном судне, вновь поднимает паруса. Накануне похода через Атлантический океан, заявленного на рекорд Гиннеса, сибирские путешественники рассказали о чудо-тримаране и пиратах Обского моря.
Необходимая предыстория: к 2007 году команда Анатолия Кулика впервые пересекла Индийский океан на разборном надувном катамаране, пройдя около 7 тысяч километров — от Объединенных Арабских Эмиратов до Таиланда. Успех мероприятия вдохновил сибирских путешественников на кругосветное плавание, которое решено было совершить поэтапно. За два этапа в 2008-2009 году команда прошла около 12 тысяч километров от Таиланда до Сейшельских островов.
Сейчас путешественники готовятся к третьему, пожалуй, самому сложному и ответственному этапу кругосветки. В начале ноября с острова Маэ (Сейшельские острова) отправится в плавание парусный надувной тримаран Energy Diet, которому предстоит пройти через весь Атлантический океан и финишировать в бразильском порту Ресифи на восточном побережье Южной Америки.
Для команды это будет самый продолжительный маршрут из всех, которые она когда-либо совершала — он займет три-четыре месяца (с ноября по январь-февраль). Протяженность маршрута — 12 500 километров, 7 тысяч из которых приходится на Атлантический океан. Этап 2010 года уникален тем, что это будет самый длинный непрерывный переход на подобном судне в истории мореплавания. Путешественники подали заявку на рекорд в Книгу Гиннеса.
"Мы решили пойти известным в парусном мире путем, очень сложным: с востока на запад вокруг Мыса Доброй надежды. Там встречаются два течения и идут вокруг этого мыса. Через всю Атлантику 10000 миль и через весь Индийский океан гонятся волны. Там очень сильные ветра. Рядом — Антарктида. И, в общем, волна 10 метров — просто нормально. Два встречных течения и район Мадагаскара — район зарождения тайфунов. В общем-то, ничего нас там хорошего не ждет по ветро-волновым условиям. И задумка пройти на надувном судне вызвало реакцию, что это не то, что невозможно, но сильно-пресильно рискованно. Ведь после того, как мы пересекли Индийский океан слово "невозможно" перестали употреблять", — рассказывает Анатолий Кулик.
Кроме волн и ветров, на пути сибирских путешественников к американскому континенту может возникнуть еще одно серьезное препятствие — пираты. О том, как команда планирует преодолевать эту трудность, рассказал "капитан Джек" Евгений Ковалевский.
"Капитан Кулик мне поручал проработать маршрут от старта с Сейшел. Там территория, которую контролируют сомалийские пираты. И с одной стороны неспортивно пользоваться чьей-то поддержкой, а с другой стороны глупо попасть в плен и потерять недели, пока пираты поймут что с нас нечего взять.
Мы связались с главкомом ВВС, связались с российским посольством на Сейшелах. Сейчас в плену у сомалийских пиратов 900 человек и три дня назад захвачен южно-корейский танкер. Сейчас есть противолодочный корабль и два катера в том районе, российских, которые в принципе могут нам помочь, хотя бы на первых сотнях километров сопроводить от Сейшел в сторону Мадагаскара. Будем мы пользоваться этими услугами или нет – определимся на Сейшелах", — рассказал Евгений Ковалевский.
Трудности начались еще, что называется, на берегу: буквально накануне кругосветки путешественников ограбили в родном Новосибирске. "Неделю назад нас ограбили и пропала вся наша электроника — уехала в неизвестном направлении. Сейчас в срочном порядке закупаем все заново — радиостанции, системы ориентирования, спутниковые телефоны. Местные пираты более опасные", — с грустью отмечает Анатолий Кулик.
Когда три года назад Кулик и его команда пересекли на надувном катамаране океан, недоброжелатели говорили, что "дуракам везет". Но стоит заметить, что при всей рискованности замысла его воплощению всегда предшествует тщательная подготовка.
Специально для предстоящего перехода через Атлантику было создано новое судно — тримаран. Парусный тримаран Energy diet сконструирован и изготовлен под руководством Анатолия Кулика в течение года. Он рассчитан на сильные шторма Мыса Доброй Надежды и Атлантики. Судно представляет собой три надувные гондолы, объединенные каркасом из стеклопластиковых труб с натянутой на них тканевой палубой. Это самый большой из известных разборных надувных парусников: длина тримарана — 11 метров, ширина — 7,6 метра, а мачта возвышается над водой на высоту 12 метров, вес судна — 650 килограммов.
"Почему именно тримаран: у него больше ширина, больше устойчивость получается. Идти на судне, на котором мы ходили раньше, я бы не решился. Мы попадали в шторма достаточно сильные и представляем, что это такое. Поэтому было задумано новое судно. Оно, может быть, больше чем то, которое необходимо в России для путешествий по нашим местным озерам.
И здесь мы применили такое новаторство, что все собрано на, условно говоря, "хомутах", без отверстий. Я не скажу, что инновационные, но интересные инженерные решения, которые позволят судну "дышать" и не ломаться. Оно может буквально загнуться и обратно встать на место. Потому что когда все на болтах, при скручивании все начинает ломаться, а когда оно мягко соединено — это другое, оно держится, но передвигается в сторону. Как это себя покажет — посмотрим. Как конструктор я сильно верю, что это выдержит", — поясняет Кулик.
Насколько Анатолий Кулик уверен в прочности судна, настолько и в надежности своей команды, состоящей из четырех человек. Все они — опытные путешественники, участники парусных регат и сплавов по горным рекам. Трое из четырех членов экипажа уже участвовали в предыдущих трансокеанических переходах. Все, кроме Евгения Ташкина, хотя новичком назвать человека, который прошел более десяти маршрутов высшей (шестой) категории сложности по рекам России и стран СНГ, сложно.
У каждого члена экипажа свой круг обязанностей. Евгений Ковалевский — переводчик, он отвечает за дипломатию, отношения с властями и местным населением, переводчик. Юрий Маслобоев — штурман, медбрат, электрик и радист. Евгений Ташкин — кино-и фотооператор, обеспечивает интернет-связь. Сам Анатолий Кулик и капитан судна, и его кок. "При нормальных условиях в океане всегда ловится рыба. Она всегда очень вкусная, потому что свежая. И я хожу коком всегда. Я люблю готовить, умею готовить, поэтому с питанием проблем никогда не было", — говорит Анатолий Кулик.
"Очень хороша летающая рыба, она ударяется о парус и падает вниз, а Кулик сковородку подставляет", — смеется Евгений Ковалеский.
Также в плавании путешественники будут питаться протеиновыми коктейлями от компании-спонсора, которые удобно использовать в "полевых" условиях. "В тех случаях, когда мы не сможем приготовить себе обычную пищу, этот продукт замещать в шейкере за две минуты и вот на период штормов, когда кастрюли и сковородки летают по палубе это питание будет достаточно полезно и удобно", — продолжает Евгений Ташкин.
"За три года парусный туризм очень сильно продвинулся. С тех пор в океаны после нас особо никто ходить не стал, но как-то стали ходить дальше, стали ходить интереснее, очень много интересных походов совершалось в России на таких судах, потому что пример наш оказался достаточно значимым", — говорит Анатолий Кулик.
На пресс-конференцию, посвященную предстоящей экспедиции, путешественники не пришли, а как раз приплыли — это и был "тест-драйв" тримарана, который состоялся на Обском море.
"Сегодня был первый выход. Мой опыт проектирования — а это моя жизнь и работа, не вызывают у меня сомнений в тех характеристиках, которые в него заложены. Сегодня все подтвердилось — не вижу проблем. Наше Обское море не надо принижать — у него высота волны 3 метра и глубина 3 метра: она один раз ударяет о землю, другой раз подбрасывает. Волна там хуже, чем океанская. Так что, если оно выдерживает Обское море — океан тоже выдержит", — говорит Анатолий Кулик.
В одном из первых плаваний тримарана удалось побывать оператору Sibnet.ru, все подробности — в видео. Сейчас тримаран уже разобран и доставлен авиабагажом на Сейшелы, куда вскоре отправятся и сами путешественники.
Видео Сергея Кунгурцева
Слева направа: Евгений Ташкин, Анатолий Кулик, Евгений Ковалевский и Юрий Маслобоев
Фото Павла Комарова, Sibnet.ru
Дата: 29.10.2010, 16:51
Схожие новости по теме: