|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Пришествие железного коня
Фото предоставлено Новосибирским краеведческим музеем
Пришествие железного коняВ Новосибирске насчитывается более трехсот тысяч легковых автомобилей, и ежегодно их количество растет. А есть еще трамваи, автобусы, троллейбусы, мотоциклы. В итоге — плотные пробки в часы пик, заставленные под завязку "железными конями" дворы, стойкие бензиновые ароматы… Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения и предмета роскоши в неиссякаемый источник раздражения и дурного настроения горожан. О смертельных авариях на дорогах, пьяных водителях, угонах и лихачах, врезающихся в остановки общественного транспорта, и говорить не хочется. Но так было не всегда. Автомобили прописывались в Новосибирске медленно, трудно, с перебоями. Совершенно точно можно сказать, что первые сорок лет жизни Новониколаевска — Новосибирска бал на его улицах правили лошади. Редко-редко прохожих и животных пугал шум автомобильного мотора и рев клаксона. А до 1912 года, то есть в первое двадцатилетие существования города, в Новониколаевске вообще числился лишь один автомобиль и всего один мотоцикл. В 1923 году по городу колесило уже 175 автомобилей. В том же году наши предки попытались наладить автобусное сообщение. Они установили на два трехтонных грузовика американского производства "Уайт" кузовы вместимостью 12 пассажиров. Назвали это сооружение "автомобусами". Чтобы доехать в них от железнодорожного вокзала до центрального рынка (тогда он располагался на нынешней площади Ленина), пассажиры устраивали потасовки и драки, в кузов влезали многим более двенадцати человек. Ездили "автомобусы" недолго, только по правому берегу Оби и только летом: зимой замерзали, а весной и осенью застревали в грязи. Настоящие автобусы появились в Сибири только в 1929 году. Грузовик "Уайт" Причину такой низкой автомобилизации следует искать, прежде всего, в плохом качестве дорог. Вопреки известной поговорке, гласящей, что на Руси две беды — дураки и дороги, в Новониколаевске дураков всегда было очень мало, гораздо ниже среднего уровня по России, почему и рос город по-великански быстро, а вот дороги наши во все времена наводили тоску и ужас. Вот какие заметки публиковались в новониколаевских газетах сто лет тому назад: "На многих улицах города весенней водой вымыло глубокие рвы, направленные и вдоль, и поперек улиц, что делает проход по ним почти невозможным. В настоящее время рвы эти заравниваются, и чем же? Тем неизменным бесплатным материалом, в избытке собранном в городе", — писала "Обская жизнь", деликатно называя навоз "бесплатным материалом". "С наступлением вечера улиц уже не видно: мерцают вдали настолько слабые огоньки, что возле самого фонаря встречные обоюдно разбивают лбы", — иронизировала "Сибирская жизнь". Николаевский проспект (ныне Красный) в Новониколаевске Ясное дело, по такой непролази только на лошадях и впору было передвигаться, любая техника вязла. Несмотря на все усилия властей, в период с 1911 по 1916 год в Новониколаевске замостили камнем только двенадцать километров улиц. Сбоку от проезжей части пытались строить деревянные тротуары, но они были далеко не везде. Зимой снег так заметал улицы, что дворники с трудом прочищали только центральную их часть, по которой ходили пешком и ездили на лошадях. На расчистку тротуаров от снега сил уже не хватало. Да и во всей Сибири дорог тогда не было — одни направления. Болотистая почва в сочетании с дикими перепадами температуры в семьдесят градусов ставила перед дорожниками сложнейшие инженерные задачи. Только к началу 1932 года в Новосибирске было замощено 417 тысяч квадратных метров проезжей части улиц. К этому времени здесь уже работали автобусы — четыре маршрута. Но машин, конечно, было очень мало. Немецкий архитектор Рудольф Волтерс, работавший в городе в 1932 году, в своей книжке "Специалист в Сибири" писал: "Автомобилей в Новосибирске очень мало. Только несколько маленьких "Фордов" и немецких грузовиков. Самый большой аттракцион — два "Паккарда", из которых один водит генерал сибирской армии, другой — партийный шеф". В 1912 году в Томской губернии, в которую тогда входили территории нынешних Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, а также часть Красноярского края, по статистике числились двенадцать автомобилей и три мотоцикла. Правда, есть информация, что уже в 1913 году переселенческое управление направило в Татарск два автомобиля, а если учесть, что станция "Татарская" не была самым значительным населенным пунктом в губернии, занимавшей не только нынешнюю Томскую область, но и Алтайский край, и Кузбасс, и Новониколаевск, то вполне разумно предположить, что количество автомобилей перед Первой мировой войной значительно увеличилось. В Петербурге, например, к августу 1913 года было зарегистрировано две тысячи частных автомобилей. В Новониколаевске автомобиль "Форд" (по другой информации — "Даймлер") и мотоцикл фирмы "Нортон", по всей вероятности, принадлежали Иннокентию Маштакову. Именитый купец Федор Маштаков приобрел первый автомобиль в 1907 году в подарок сыну Иннокентию, показывавшему усердие в учебе. Парень оканчивал реальное училище и, видимо, проявлял пылкий интерес к технике. По данным статистики, в городе был один автомобиль — маштаковский. В архиве еще есть свидетельство, что первый автомобиль в Сибирь привез из Америки сын бердского купца Горохова. В большинстве источников все же говорится только об одном автомобиле, принадлежавшем до 1912 года Иннокентию Маштакову. Новониколаевские купцы братья Маштаковы. Второй справа — Федор Данилович Так выглядел автомобиль Ford, выпущенный в 1909 году Ежедневный маршрут первого в Сибири автовладельца был известен всем горожанам — два квартала от дома до места работы, магазина. Семья купцов Маштаковых жила тогда на втором этаже краснокирпичного особняка, на первом была организована торговля тканями ("мануфактурой"). Дом купца Федора Маштакова (Красный проспект, 9) в настоящее время является памятником архитектуры областного значения. В нем сейчас располагается Новосибирское государственное художественное училище. Дом купца Маштакова (слева) Более точные сведения, чем об автомобиле, имеются в отношении мотоцикла или, как говорили в те времена, мотоциклета, английской фирмы "Нортон", изготовленного в 1909 году в Бирмингеме. Он тоже принадлежал Иннокентию Маштакову: видимо, парень, намучившись на жутких дорогах с изящным фаэтоном, упросил отца купить более неприхотливую и надежную вещь. Этот мотоцикл каким-то чудом сохранился до наших дней. В 1972 году его передали в Новосибирский краеведческий музей. Выглядит двухколесное чудо вполне современно и прилично: кажется, подкачай шины, залей в бак бензин, и можно ехать. В 1926 году было принято постановление о правилах уличного движения в Новосибирске. Горожанам "воспрещалось загораживать тротуары, рубить на улицах железо, пилить дрова, пускать бумажные змеи, шары, играть в мячи, городки, бабки и другие игры, за исключением мест, специально отведенных". В транспорте не разрешалось курить, не разрешалось оставлять экипаж или машину без присмотра, запрещалось ездить с высокой скоростью по ночам: экипажи должны были "ехать шагом", а автомобили — "тихим ходом". Дата: 08.11.2012, 0:54 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0156 секунд
|
Сейчас: 31.10.2024, 13:44 |