Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / НЛО царского периода
 

НЛО царского периода

НЛО царского периода

Сто лет назад, 28 августа 1911 года, жители Новониколаевска с ужасом смотрели в небо и крестились. Там среди грозовых облаков появился невиданный доселе летающий объект. Страх тогдашних горожан можно понять, если представить, что сейчас прямо над городом зависнет НЛО.

В августе 1911–го в Новониколаевск (ныне Новосибирск) на поезде из Владивостока прибыл авиатор Яков Седов с аэропланом "Фарман-4". С момента первого полета создателей самолета братьев Райт прошло всего семь лет.

Биплан путешествовал в вагоне в разобранном виде. Путь они с пилотом проделали неблизкий: на Пасху выступали в небе Харбина, в мае — во Владивостоке, потом — в Благовещенске, Чите, Иркутске, Томске, Омске. Ни одной серьезной аварии в течение этих длительных гастролей не случилось. Пресса отзывалась о Якове Седове как об авиаторе предусмотрительном и уверенном в себе. В Иркутске отделением Всероссийского императорского аэроклуба Якову Ивановичу был выдан первый "сибирский" диплом авиатора-пилота. Всюду публика приходила в восторг от небывалого зрелища. Согласитесь, даже в наши компьютерно-космические дни, завидев низко летящий самолет, мы задираем голову и тычем малышам пальцем в небо: мол, смотри, самолет. Что уж говорить о той эпохе, когда редкой диковиной считался даже велосипед!

Биплан был двухместный, и пилот предлагал смельчакам совершить туристический полет; цена — сорок рублей (примерно месячная зарплата рабочего). Подняться в небо рискнули двое жителей — моряк Бобров и коммерсант по фамилии Амбопопуло.

Аэродромов в ту пору, естественно, не существовало, но зато в каждом уважающем себя городе был ипподром. Правда, в Хабаровске, например, ипподрома не оказалось, и поэтому Седов не смог удивить жителей этого города. А в Новониколаевске первый ипподром был открыт еще в 1903-м году. Зимой бега устраивались на Оби, а летом около старого кладбища, на месте которого сейчас Центральный парк. Позднее, с ростом города, ипподром переехал. А в августе 1911-го года на несколько дней лошади уступили место крылатому коню. Слухи о воздушных концертах циркулировали в Сибири все лето. Местные газеты пестрели рекламой. Печатались данные о машине: "Фарман" куплен во Франции за 12 тысяч рублей, весит 35 пудов (1 пуд — 16,3 килограмма), мотор мощностью 60 лошадиных сил. Так что к моменту гастролей ажиотаж достиг предела. Состоятельные горожане откупали ложи на четыре персоны за восемь рублей, места на трибунах стоили полтора рубля, народные билеты — 30 копеек. Само собой, детвора оккупировала высокие деревья, заборы и крыши.

Как рассказал корреспонденту Sibnet.ru новосибирский краевед и конструктор НАПО имени Чкалова Анатолий Ваганов, воскресным днем 28 августа на поле ипподрома выкатили обтянутое парусиной громоздкое и странное сооружение. Авиатор и вся команда вели себя как истинные артисты, которые работают на публику. Подготовка к полету — это начало зрелища, и никто не спешил, разыгралось целое представление. Первый полет длился не более шести минут на высоте около пятнадцати метров. Через полчаса "Фарман" вновь оторвался от земли, сделал круг над ипподромом и ликующими трибунами и направился в сторону Оби.

— Это происходило 28 августа 1911 года по старому стилю, — говорит Анатолий Ваганов. — На другой день ипподром атаковали новые толпы зрителей. Газеты писали: "Никогда еще Новониколаевск не видел такого стечения народа". На этот раз аэроплан летал в сторону реки Каменки. Каждый раз он находился в воздухе от четырех до шести минут. Восторг вызывало каждое его приземление и каждый взлет. Конечно, нашлись пассажиры, которые оплатили несколько минут пребывания в небе.

А дальше мы приближаемся к тайне. На сегодня известно около шестисот фотографий-открыток дореволюционного Новониколаевска. Часть из них сделана столичными мастерами, в том числе по заказу железнодорожного ведомства, другая часть принадлежит местным авторам. Одна из самых популярных картинок начала прошлого века как раз повествует о полете Якова Седова над нашим городом. Мы видим широкую панораму города: на первом плане — деревянные неказистые дома, русло Каменки, далее — более основательные строения, железнодорожный мост и где-то вдали — левый, заросший лесом берег Оби, где много лет спустя возникнет аэропорт "Толмачево". И над этой панорамой, в небе, непропорционально большой мчится аэроплан: четыре колеса, двухэтажные крылья, тросы, рейки и фигура пилота.

На самом деле эта фотография оказалась обманом. Тогда у фотографов просто не имелось технических возможностей действительно запечатлеть "Фарман" в полете. Эта фотография — первый в истории Сибири коллаж. Аэроплан был снят на земле, затем его изображение аккуратно вмонтировали в иллюстрацию. Имя автора "фотошопа" история не сохранила. Однако она содержит информацию не только о первом аэроплане над Новониколаевском, но и сведения о первом воздушном аппарате, который поднял в небо России русский летчик.

О пилоте Седове можно писать романы и снимать фильмы. Через 30 лет он вновь попал в Сибирь. После авиакатастрофы в 1923-м году Седов был вынужден навсегда отказаться от полетов и опять оказался в Новосибирске в эвакуации. До конца 1945-го года он работал на заводе имени Чкалова в сборочном цехе.

Сейчас активисты ищут дом, в котором жил исторический летчик, чтобы увековечить мемориальной доской. Пока безуспешно. Анатолий Ваганов предположил, что этот дом уже снесли.

— Когда Яков Седов работал на нашем заводе, — говорит конструктор НАПО, — то жил вместе с сыном в районе улицы Авиастроителей. Там была маленькая улочка Брусчатая. Он жил в старом деревянном двухэтажном бараке. Этого дома давно уже нет.

Яков Седов умер в Ленинграде в 1964-м году.

Фрагмент дореволюционной открытки с панорамой Новониколаевска и аэропланом "Фарман"

Дата: 30.08.2011, 15:50

Схожие новости по теме:

Каддафи поблагодарил Чавеса за поддержку в период бомбежек
Кремль пообещал премьеру Японии трудный период
"Барыс" дожал "Кузню" в третьем периоде
Первые кадры нового "Ледникового периода"
Патриарх сравнил положение религии в Европе с советским периодом
В 2014 году будет новый ледниковый период
Новый "Ледниковый период" наступит в 2012 году
"Парк Юрского периода 4" удивит зрителей
Берингов пролив в ответе за ледниковый период
Заколдованный третий период ХК "Сибирь"
Земля вступила в период вымирания
Участникам "Ледникового периода" урезали гонорары
Гараж в Лос-Анджелесе оказался кладбищем Ледникового периода
В доменной зоне .tel стартовал период открытой регистрации
"Путинский период" — лучший за последние 100 лет
Ледниковый период наступит в марте
Советы пользователям ПК на летний период
Фрадков поручил ускорить принятие газового баланса России на период до  2020 года
Минобороны рассекретило архивы Красной Армии и ВМФ за период Великой Отечественной войны
В период празднования Дня России для посещения закроют мавзолей Ленина
Японское правительство открыло летний период работы без галстуков
Парламент Эстонии направил на доработку закон о демонтаже памятников советского периода






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0312 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0 сек.

Сейчас: 15.11.2024, 14:30
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella