Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Узлы противоречий
 

Узлы противоречийФото из альбома пользователя EgorSk с сайта photo.Sibnet.ru

Узлы противоречий

Претензия на статус основного транспортно-логистического центра Сибири пока приносит Новосибирску больше проблем, чем прибыли. Федеральная поддержка крупных инфраструктурных проектов не успевает за частной инициативой.

В Новосибирске сложился полноценный мультимодальный узел со своим хабом, логистическими комплексами и товарными потоками. Нет только дорог.

Игорь Левитин, министр транспорта Российской Федерации, прилетевший в Новосибирск заложить символический камень в первую опору Олозаводского моста через Обь, не смог оценить выгодного положения столицы Сибири. Его на строительный объект доставили в вертолете. Пока чиновники взахлеб рапортуют об инвестициях в наноразработки, дорожное полотно стремительно стареет. Если такое попустительство продолжится еще несколько лет, интеллектуальные трофеи сибирских ученых не на чем будет вывозить, встанут старательно собираемые в логистических центрах грузы.

Частные складские случаи

Известно, что доля транспортных расходов в конечной цене товаров народного потребления иногда доходит до 50%. Идее превращения Новосибирска в мультимодальный транспортно-логистический центр для эффективной обработки транзитных грузов, а значит, и снижения доли стоимости перевозок в конечной цене товаров, не один десяток лет. За это время город обзавелся несколькими складскими комплексами, почти достроил северную объездную дорогу, вторую взлетно-посадочную полосу и грузовой терминал в аэропорту Толмачево. Еще ряд масштабных проектов в стадии реализации. Из них крупнейшие — технопарк новосибирского Академгородка, промышленно-логистический парк в районе аэропорта Толмачево и третий мост через Обь. Все они "на личном контроле губернатора".

Основная проблема — невозможность на региональном уровне обеспечить комплексный подход к развитию всех составляющих транспортно-логистического узла: слишком много игроков с разнонаправленными интересами и неравными финансовыми возможностями. Сроки реализации отдельных составляющих глобальной идеи порой растягиваются на десятки лет. Вот и приходится региональным лоббистам бегать с протянутой рукой за федеральными функционерами от авиатранса, автодора, железной дороги.

Строительство второй взлетно-посадочной полосы в Толмачево (Западная транспортно-логистическая зона), начавшись в 1987 году, до кризиса было завершено на 90%. Тем не менее из-за проблем с федеральным финансированием сдача проекта в эксплуатацию уже несколько раз переносилось и по последней версии намечена на лето 2010 года. Между тем строительство объектов промышленно-логистического парка, расположенного в той же зоне, продолжается, пусть и не самыми быстрыми темпами. В прошлом году компания "Megalogix-Новосибирск" ввела в строй логопарк класса "А" площадью около 120 тыс. кв. м. Но в отсутствие масштабных грузопотоков заполнить даже имеющиеся складские мощности довольно проблематично. Тем более что в той же Западной зоне, нанизанные практически на те же транспортные магистрали, находятся другие крупные комплексы. Это один из крупнейших в России контейнерных терминалов Клещиха, находящийся в ведении филиала ОАО "ТрансКонтейнер" (в 2008 году выполнена значительная часть работ по созданию новой контейнерной площадки — 49 тысяч квадратных метров, завершено строительство двух подъездных путей общей протяженностью 770 метров), возведен терминал "Сибирь" (40 тысяч квадратных метров класса "А"). Между тем в 2009 году объем грузоперевозок в области сократился почти вдвое и составил 17,99 миллиона тонн. Из этого объема авиатранспортом было перевезено лишь 7,6 тысячи тонн (0,04%). Пусть даже не все девелоперы ориентировались на авиагрузы, кризис серьезно скорректировал их планы. В начале 2009 года компания "Евразия логистик" заморозила работы в промышленно-логистическом парке (в 2009 году планировалось сдать 167 тысяч из 286 тысячи квадратных метров первой очереди складского терминала класса "А", всего же компания заявляла о намерении построить 806 тысячи квадратных метров до 2015 года).

Все больше и больше

Как видно, из всех составляющих транспортно-логистического узла, пожалуй, только строительство складских комплексов, осуществляемое в основном силами частного капитала, идет опережающими темпами. Но, как оказалось, это тоже не очень хорошо. В Новосибирске уже переизбыток складов класса "А".

"Потребности в высококлассных складских помещениях в Новосибирске сегодня удовлетворены, — утверждают в компании "Сибрегионразвитие". — Рост спроса на них возможен при выходе на сибирский рынок новых крупных торговых сетей и производителей, в зону интересов которых входит Новосибирск". По данным DSO Consulting, предельная потребность Новосибирска в торговых помещениях (уровень насыщения рынка торговых площадей) — около 800 квадратных метров торговых площадей на 1 тысячу жителей. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель составляет 1 тысяча квадратных метров на 1 тысячу жителей, в Казани — 700 квадратных метров на 1 тысячу жителей.

Обеспеченность торговыми площадями жителей Новосибирска в начале 2008 года составляла около 640 квадратных метров торговой площади на 1 тысячу человек, в начале 2009 года — около 780 квадратных метров торговой площади на тысячу человек. Летом 2008 года на рынке торговых помещений Новосибирска сформировалось явное перепроизводство.

Как долго еще рынок аренды складов будет "рынком продавца"? Сегодняшняя ситуация в Москве напоминает ту, что была шесть лет назад в Варшаве, где тогда случился складской бум, связанный с приходом западных фондов и появлением у девелоперов дешевых денег. Они пустили их на строительство складов. Но не учли, что рост товарооборота может не успевать за бурным строительством, и в результате понастроили лишнего. Сейчас в Варшаве, по данным Jones Lang LaSalle, 14% свободных площадей, что сразу отразилось в уменьшении ставок аренды.

Тем не менее, судя по планам крупнейших логистических операторов региона, отступать от политики ввода в эксплуатацию все новых складских помещений они не собираются. Даже несмотря на то что сроки окупаемости имеющихся складских объектов классов "А" и "В" ныне увеличились до 12–15 лет, а новые складские комплексы будут иметь еще более долгие сроки окупаемости.

Приходится констатировать факт, что новые рыночные возможности для девелоперов складских комплексов на ближайшие годы исчерпаны — здравомыслящие предприниматели будут выбирать другие объекты и бизнесы для инвестирования.

Участники рынка в одни голос говорят о необходимости сосредоточить усилия в первую очередь на дорожной инфраструктуре.

Уже много лет ведутся бесплодные переговоры о реконструкции подъездных железнодорожных путей к новосибирскому речному порту. У ЗСЖД до мелких проектов местного масштаба "руки не доходят", а поскольку земля находится в собственности дороги, туда не идут ни частные инвесторы, ни региональные власти, не имеющие для этого правового механизма. Наряду с катастрофическим обветшанием подвижного состава логистические проблемы стали одной из причин обвального сокращения водных грузоперевозок. В прошлом году их доля в грузообороте Новосибирской области составила чуть более 10%, или 2 миллиона тонн (для сравнения: в 1988 году водным транспортом было перевезено 33,7 миллиона тонн грузов).

Самим не справиться

Строительство Северного обхода (76,5 километров от села Прокудское до поселка Сокур, Восточная транспортно-логистическая зона) идет с 1999 года. В октябре 2008 года была сдана первая очередь проекта, еще 26,5 километра предстоит построить до 2011 года. Строительство Восточного автодорожного обхода — автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" на участке Новосибирск – Линево с подъездами к городам Новосибирск и Искитим общей протяженностью 101 километр — находится на этапе проектирования. Все это крупные проекты межрегионального масштаба, которые местному бюджету явно не под силу. Его возможности слишком ограничены.

Так, при реализации проекта развития аэропорта Толмачево область брала на себя обязательства по развитию транспортной инфраструктуры. Была построена новая дорога, соединяющая областной центр с аэропортом. В 2006 году областные власти пошли на снижение транспортного налога для автомобильных грузоперевозчиков, осуществляющих международные перевозки.

О необходимости строительства третьего моста через Обь, соединяющего Восточную зону с Западной, в Новосибирске говорят уже много лет. В 2010 году его уже было решили строить своими силами — не дожидаясь обещанной ранее помощи федерального бюджета. Но тут помогла личная беседа губернатора с Владимиром Путиным на состоявшейся в Новосибирске апрельской партконференции "Единой России". Премьер подписал поручение Минтрансу о паритетном финансировании проекта из федерального бюджета (50 на 50). В этом году Москва сможет выделить только бюджетный кредит, но область надеется, что сможет претендовать на строчку в госбюджете 2011 года, который вот-вот начнет верстаться в правительстве.

Алексей Васнецов

Материал предоставлен редакцией журнала "Эксперт-Сибирь"

Дата: 27.04.2010, 9:49

Схожие новости по теме:

Разрубая узел противоречий
Строчак: у стран G8 нет неразрешимых противоречий в сфере экономики
Закон о следственном комитете противоречит Конституции - эксперт
Часть закона о люстрации  противоречит конституции Польши
Второй указ Ющенко разрешил ряд правовых противоречий, считает Шаповал
Слуцкий: происходящее в Эстонии противоречит международным стандартам
ДОВСЕ противоречит интересам безопасности России, настаивает Лавров
С Восточного Тимора поступают противоречивые данные о подсчете голосов






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 6 Время: 0 сек.

Сейчас: 03.12.2016, 7:14
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн