|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Потерянный портфель
Потерянный портфельЛизинговый рынок начал восстанавливаться после кризиса, и пик основных проблем пройден, считают участники рынка. Но этот год, скорее всего, окажется для него потерянным. Российский лизинговый рынок находится в первых рядах пострадавших от кризиса. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в первом квартале нынешнего года объем рынка лизинга оказался на 60,31% меньше, чем в последнем квартале прошлого. Правда, во втором квартале эти показатели выросли более чем в два раза, а количество заключенных контрактов — на 42,38%. Но и это не спасло рынок от последствий экономических потрясений. По-прежнему в стране снижается суммарный объем лизингового портфеля. "На 1 июля 2009 года портфель лизинговых компаний составил 324 053,44 миллиона рублей. Это на 6,8% меньше, чем на конец первого квартала 2009 года и на 23,8% ниже, чем на 1 января 2009 года. Кроме того, неожиданно резко упал объем полученных лизинговых платежей во втором квартале, на 34,37 %", — констатируют эксперты Рослизинга в своем обзоре рынка за первое полугодие 2009 года. Сибирский федеральный округ не стал исключением. По расчетам аналитического центра "Эксперт-Регион", в первом полугодии лизинговый рынок округа сократился до 2,5 миллиардов рублей. А это более 70% от уровня второго квартала прошлого года. Отчасти этому поспособствовала и продолжившаяся тенденция ухода федеральных компаний с региональных рынков. В первом полугодии в стране стало на 10% филиалов лизинговых компаний меньше. Снижение издержек на фоне обвала рынка оказалось наиболее очевидным выходом из ситуации. Вверх по лестнице, ведущей вниз Практически все компании, работающие на сибирском лизинговом рынке, сократили объемы нового бизнеса. Некоторые компании, наоборот, резко начали наращивать объемы нового бизнеса, как, например, группа компаний "Абсолют", объемы нового бизнеса которой в первом полугодии почти в 35 раз превысили показатели всего прошлого года. Но в целом все компании показали снижение объемов. Занимавшая по объемам нового бизнеса в 2008 году второе место приморская компания "ДельтаЛизинг" в первом квартале 2009 года собрала лишь 1/9 прошлогодних объемов. Зато у нее все хорошо с полученными лизинговыми платежами: благодаря ранее сформированному портфелю компания продолжает удерживать лидерство в Сибири по этому показателю. Объем нового бизнеса компании "РГ-Лизинг" в первом полугодии и вовсе упал с 1889 миллионов рублей до 4 миллионов. Серьезные потери понесли и региональные лизинговые компании (например, новосибирские "АльянсРегионЛизинг" и Сибирская лизинговая компания), относительных успехов добился только иркутский "Титан-Лизинг", который в первом полугодии профинансировал 78 миллионов рублей при прошлогоднем показателе в 109. Но это, конечно, капля в море для рынка, который оценивался в 2008 году более чем в 20 миллиардов рублей. Связано это не только со снижением платежеспособного спроса. В прошлом году львиная доля лизинговых сделок в Сибири финансировалась за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов (68,4% и 8,4% соответственно). Поэтому кризис ликвидности напрямую сказался на показателях лизинговых компаний. Банки хоть и предоставляли компаниям кредиты, но очень неохотно, признаются на рынке. И под весьма серьезные проценты. Хотя общая тенденция снижения ставок не обошла и рынок лизинга, что косвенно сказалось и на количестве одобряемых заявок. В хорошие времена российские лизинговые компании начинали сотрудничество с 50% обратившихся к ним. В первом квартале 2009 года, по данным Рослизинга, этот показатель упал до 11,09%, а во втором вырос до 18,66%. Платежеспособный спрос значительно снизился из-за сокращения инвестиционных программ и экономии основных клиентов лизинговой компании — промышленных предприятий. Традиционно на сибирском рынке превалировали такие промышленно развитые регионы, как Новосибирская и Кемеровская области, а также Красноярский край. Среди сегментов рынка традиционно выделялся грузовой автотранспорт, а в 2008 году резкие темпы роста показали коммерческая недвижимость и железнодорожная техника. В последнем случае рост, правда, сменился столь же резким падением из-за большой стоимости этой техники и проблем с финансированием у лизинговых компаний. В целом все это соответствовало общероссийским тенденциям. Но 2009 год в России показал, что по итогам первого полугодия лизинг автотранспорта, являющийся локомотивом всего рынка, резко сбавил обороты. Уменьшились и объемы сделок с оборудованием, хотя этот сегмент сохранил второе место по объемам нового бизнеса. В лидеры неожиданно вышла сельхозтехника, занявшая более 40%, это следствие деятельности государственной компании "Росагролизинг", которая не испытывала такого дефицита средств, как частные компании. "В период кризиса показатели данного сегмента стали еще более зависимы от показателей ОАО "Росагролизинг". По итогам первого полугодия доля компании в объеме нового бизнеса составляет более 99% от показателя всей отрасли», — отмечают в исследовании Рослизинга. Мотор не заводится В Сибири по итогам прошлого года автотранспорт занимал 28,9% в объеме нового бизнеса лизинговых компаний, сократившись с 31,3% в 2007 году. Ровно такая же доля пришлась на оборудование, хотя здесь прошлый год продемонстрировал более глубокое падение — с 43,5% по данным на конец позапрошлого года. В наибольшей степени пострадали подсегменты деревообрабатывающего, торгового и складского оборудования. В России по итогам первого полугодия и автотранспорт, и оборудование продолжили негативный тренд. Автотранспорт хоть и начал восстанавливаться, но по темпам роста этот сегмент во втором квартале 2009 года занял последнее место. Участники рынка винят в этом девальвацию, серьезно повысившую цены на импортные автомобили. Другая причина — двукратный рост ставок. На дешевый автотранспорт, впрочем, спрос начал расти, что положительно сказывается на количестве договоров, выросшем во втором квартале, по сравнению с первым, на 27,7%. Никаких положительных сигналов от лизинга автотранспорта на рынке не ждут. "В первом полугодии было заключено всего 13,73% объема сделок и 17,12% сделок от уровня 2008 года. Можно с уверенность сказать, что результат 2008 года повторить не удастся", — считают в Рослизинге. Что касается оборудования, то здесь все по понятным причинам будет зависеть от темпов роста промышленного производства. Здесь ситуация более обнадеживающая, хотя в первом полугодии удалось заключить лишь четверть объема сделок от уровня прошлого года. Зато увеличилась средняя стоимость договора, поскольку рост количества контрактов составил лишь 17,12% от уровня 2008 года. Растут же по-прежнему сельхозтехника и недвижимость. Если в первом случае отрасль только за первое полугодие 2009 года уже на 27,85% превысила показатель объема нового бизнеса за весь 2008 год, то в сегменте недвижимости по итогам первого полугодия объем нового бизнеса составляет 95,1% от уровня 2008 года. "Количество заключенных сделок пока еще значительно не дотягивает до уровня 2008 года. По итогам первого полугодия заключено всего 23,53 процента контрактов от уровня 2008 года. Что говорит о значительно возросшей средней стоимости одного договора лизинга недвижимости", — констатируют эксперты Рослизинга. Большая беда Лизинговый рынок пока не вышел из кризиса, и восстанавливаться ему придется как минимум год. На территории СФО мы пока видим падение по всем основным показателям. Второй квартал, показавший прибавку в целом по стране, пока не может считаться достаточным доказательством устойчивого роста. Особенно если учесть, что неожиданно резко во втором квартале упал объем полученных лизинговых платежей — на 34,37%. А это, по сути, единственный реальный источник финансирования для независимых участников рынка. Возможно, это как-то связано с платежной дисциплиной лизингополучателей. Директор департамента маркетинга компании Carcade Лизинг (Москва) Юлия Тарасова отмечает, что по итогам первого полугодия можно ожидать заметного перераспределения долей рынка среди ключевых игроков. Это предполагает сокращение долей по объему нового бизнеса у кэптивных компаний отечественных банков и автопроизводителей, с одной стороны, и наращивание долей компаний, обслуживающих государственные проекты, а также независимых компаний, действующих на рынках высоколиквидного оборудования (и при этом сохранивших доступ к финансированию) — с другой. Тарасова считает, что лизинговый рынок восстановится с ростом промышленного производства и спросом на инвестиции в основной капитал. Хотя, скорее всего, по итогам года показатели 2008 года достигнуты не будут. По сути, текущий год оказался потерянным для развития сибирского лизингового рынка. Более того, оттолкнул отрасль назад. Сегодня все силы участников рынка тратятся на сохранение ранее достигнутых результатов, а не на развитие. Матвей Эргардт Материал подготовлен редакцией журнала "Эксперт-Сибирь". Дата: 21.10.2009, 0:02 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0156 секунд
|
Сейчас: 22.11.2024, 17:48 |