Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / «Не дашь пирога, украдем корову за рога!»
 

Фото с сайта dancor.sumy.ua

«Не дашь пирога, украдем корову за рога!»

В разных странах и у разных народов рождественские и святочные дни проходят по-разному. Каждое блюдо на столе наделено своим особым смыслом и значением, а традиции, соблюдаемые в эти дни, уходят корнями в глубь истории, тесно переплетаясь с современными привычками людей. О том, как проходили рождественские праздники в Сибири, рассказывает корреспондент Sibnet.ru.

Несмотря на официальное неприятие православных праздников в советское время, вдали от шумных городов и столицы, люди все равно целыми деревнями отмечали Рождество и Крещение. Эти дни были одними из самых любимых в народе. «Рано утром, еще до восхода солнца женщины пекли пироги, - вспоминает пенсионер Анатолий Краснов, проведший молодость в таежной сибирской деревушке. - Потом приходили колядовать мужики. Кто-то помнил молитвы, кто-то пел песни или просто говорил прибаутками – «Не дашь пирога, украдем корову за рога!». Затем было всеобщее застолье, где собирались все соседи. А еще кто-нибудь запрягал лошадей в сани и начинал катать всех желающих по улицам».

Вообще, Коляда, (более ранняя форма Коленда – прим. авт.) - цикл народных рождественских праздников, игр и песен, позаимствованных у древних римлян. Эти дни были проникнуты символами плодородия, надеждами на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила свой собственный праздничный цикл. В результате получились интересные обряды, в которых смешались и христианские? и языческие элементы.

В Сибири, благодаря переселенцам с запада страны возникли свои особые традиции, в которых смешались, русские, украинские, польские и немецкие обычаи. Было общим то, что в колядках и песнях желалось хозяину дома семейного счастья и довольства, а девушкам - счастливого брака. Молодежь одевалась в новые рубахи или наоборот, выворачивала наизнанку одежду, изображая чертей. Чтобы избежать неурожая люди плясали, перекидывалась загадками. И достаток семьи, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Баловство детей в эти дни не наказывалось – обычным делом было развалить поленицу или замазать коровьим навозом окна чьего-нибудь дома. Никто не обижался, так как считал это элементом праздника.

В эти дни было принято одаривать всех колядуюших ржаными пирожки с начинками, наливками, намазками или припеками. Внутрь клали все то, что дарила окружающая природа: грибы, чернику, землянику, малину, а также мясо во всех его проявлениях.

Кроме того, в Сочельник и пост-рождественские дни было принято гадать. «Это увлекательный, таинственный и опасный процесс, - рассказывает краевед Галина Ильина. - Гадать можно было в любое время, но самым верным считалось завораживание на святках с 7 по 19 января. Приуроченность гадания к святкам можно объяснить, во-первых, тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее, то, что ждет его и близких в новом году. А во-вторых, по преданиям в этот период нечистая сила - кикиморы, банники (порода домовых, поселяющиеся в бане – прим. авт.), черти и лешие наиболее активны и более доступны для контакта».

От «нечистой силы» получали ответы на вопросы во время гадания, при этом было главное соблюсти особые правила поведения: дождаться пения петуха или перекреститься. Люди верили – иначе можно и погибнуть, или, в лучшем случае, просто сойти с ума.

Гадали о жизни и смерти, болезнях, погоде и урожае, о богатстве и благополучии семьи, но самой любимой и темой в Сибири, да и во всей России, было замужество и суженый. Гадали на курице, лошади, полотенце, золе, ключе, кольцах – практически на любом предмете или животном. Популярным было бросание валенка через крышу дома – куда указывал носок, оттуда и должен был прийти жених. Или же - обнаженные девушки выбегали ночью на улицу и прыгали в снег, если след был ровный, то суженный будет с покладистым характером. При этом в гадании всегда большую роль играла фантазия. За всеми символами всегда стояло много недосказанного, а пробелы должен был восполнить сам гадающий.

Церковь убеждала в греховности многих святочных обрядов, в частности – гадания. Шестилетнему отлучению от причастия подлежат те, кто, гадал раньше и гадает в наши дни о счастье, судьбе, о замужестве. Хотя на эти предупреждения никто не обращал внимания – слишком уж было интересно.

Все эти старинные рождественские обычаи передавались из поколения в поколение, но к концу двадцатого века, конечно же, они начали сходить на «нет». О том, как раньше отмечались зимние праздники сегодня можно узнать лишь от старожилов, да изредка увидеть в исполнении народного ансамбля. Кое-что совсем исчезло, как например, проказы молодежи с переворачиванием телег. Если сегодня под Новый год кому перевернут машину с колес на крышу – это уже будут немного другие забавы, другие проказники и другие наказания.

Даниил Чурилов, специально для Sibnet.ru

Дата: 09.01.2008, 8:00

Схожие новости по теме:

Новый раздел пирога на рынке ПК
Посетителя кафе ПирОГИ застрелили из-за стула
Корейский инвестиционный пирог






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0166 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 6 Время: 0 сек.

Сейчас: 06.12.2016, 3:40
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн