Российский авторынок набирает обороты. Но различные его сегменты по-разному отреагировали на кризис и восстанавливаться будут неравномерно.
Российский авторынок, заметно сжавшийся в 2009 году, растет уже в течение десяти месяцев. Но покупка и смена автомобиля еще не окончательно переместились из разряда необходимых трат в разряд приятных. Покупатели предпочитают экономить. Скорректированные покупательские предпочтения вкупе с маркетинговыми усилиями дилеров и активностью финансовых посредников определяют некоторые особенности восстановления разных сегментов авторынка.
Утилизация как двигатель продаж
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 10 месяцев текущего года в России выросли на 22%. Безоговорочными лидерами здесь являются отечественные авто и иномарки, производимые в России, — покупатели сегодня как никогда чувствительны к цене. К тому же хороший импульс продажам автомобилей российского производства придала государственная программа стимулирования спроса — от субсидирования процентных ставок по банковским кредитам до утилизации автохлама. В частности, по данным Минпромторга РФ, в общем объеме выданных в 2010 году утилизационных сертификатов порядка 80% приходится на продукцию АвтоВАЗа, еще 7,6% — на модели марки Renault, на третьем месте идет Skoda с 2,7%, далее Ford (2,35%), Chevrolet (2,23%), ГАЗ (1,96%), УАЗ (1,57%) и Fiat (1%). Доли других брендов не превышают 1% от общего числа заявок.
По оценкам агентства "Автостат", за время действия утилизационной программы она обеспечила порядка 22% автомобильного рынка в России. А Минэкономразвития приписывает этой программе роль основного драйвера производства отечественных легковых авто. По данным министерства, за 10 месяцев этого года объем выпуска в отрасли вырос на 95,7% — до 954 тысяч штук. Успех программы вынудил правительство не только вдвое увеличить ее финансирование в текущем году (с 11 до 21 миллиарда рублей), но и продлить ее действие (по предварительным данным, до осени 2011 года, в объеме 13,5 миллиарда рублей).
Другим драйвером продаж новых легковых автомобилей стало оживление на рынке автокредитования, наметившееся весной 2010 года. Несмотря на то что в кризис этот сегмент для многих банков оказался довольно проблемным, избыток ликвидности и резкое сжатие всех других сегментов кредитного рынка вынудили банкиров вслед за растущим спросом разморозить "автокред". Правда, из-за высоких рисков процентные ставки были скорректированы в сторону увеличения. Стали жестче и условия кредитования. "Многие банки пересмотрели свои подходы и к клиентам, и к размеру первоначального взноса, — комментирует директор департамента розничного бизнеса Москоммерцбанка Артур Юнаев. — Например, сейчас трудно найти программу с нулевым первоначальным взносом. Я думаю, это правильно, и вряд ли банки станут менять этот подход даже с ростом конкуренции на рынке". Зато в предложениях многих банков появились совместные программы с автодилерами, специальные предложения в рамках госпрограмм, позволяющие заметно снизить затраты.
В то же время очень многие игроки не выделяют автокредитование как таковое, предлагая для покупки автомобиля воспользоваться потребительскими кредитами. "Автокредиты как специальное направление в кризис заметно дискредитировали себя, — говорит директор по розничному бизнесу новосибирского филиала Альфа-банка Марина Кокоулина. — К тому же ряд специальных условий по страхованию удорожают этот продукт, поэтому использовать для покупки автомобиля обычный потребительский кредит оказывается проще и дешевле".
В целом, по оценке "Тойота Мотор", доля кредитных машин в продажах увеличилась с 21,8% в 2009 году до 40% в 2010-м. Начальник отдела автокредитования Сибирского филиала банка ВТБ24 Андрей Карелин и вообще уверен, что основным сдерживающим фактором для бурного развития автокредитования стала инерционность производителей. "Спрос на продажу автомобилей в кредит увеличивается, а вот предложение — увы. В основном из-за того, что большинство иностранных компаний сократили производство в кризис и не смогли быстро отреагировать на увеличение спроса". Однако не все с ним согласны. "Мы видим, как автопроизводители снимают проблему дефицита автомобилей, возникшую в середине этого года, а значит, автокредит снова станет важным инструментом продаж", — говорит Артур Юнаев. Тем не менее, восстановления докризисных объемов автокредитования он не ожидает раньше 2012 года.
Российская сборка вместо импорта
Если рассматривать отдельно рынок импортируемых автомобилей, самым значимым эффектом кризиса и новой таможенной политики стало сокращение ввоза подержанных машин. Так, по данным "Автостата", в январе–сентябре в Россию ввезли 7 431 автомобиль. Причем в основном это редкие или дорогие модели, привозимые на заказ. Их доля в общем объеме импорта составила менее 2% (против 20% в 2008-м). Впрочем, аналитики агентства уверены, что на Дальнем Востоке и в Сибири, где подержанные иномарки без пробега по РФ традиционно пользуются повышенным спросом, импорт просел не так существенно, просто большая его часть ушла в тень.
Что касается сегмента новых иномарок, здесь инициативу прочно перехватили автоконцерны, успевшие до кризиса наладить сборку в России. Они пользуются мерами господдержки наряду с отечественными производителями, и это дает возможность наращивать выпуск, увеличивать мощности. Так, в конце сентября российские предприятия "GM-АвтоВАЗ" и Volkswagen перешли на двухсменный режим работы. При этом иностранцы успевают ставить на российские конвейеры новые модели (Renault Sandero, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 308).
Успешные продажи локализованных марок сделали ненужным для некоторых автоконцернов наращивание чистого импорта. Например, Chevrolet, еще год назад входивший в тройку крупнейших импортеров, в этом году, по словам PR-менеджера компании Романа Скольского, практически не импортирует машины, поскольку все марки производятся в России. В то же время концерн Hyundai, чей завод в Таганроге испытывал финансовые трудности, напротив, был вынужден нарастить импорт, чтобы поддержать свое присутствие на российском рынке. В целом же доля иномарок местной сборки растет, а доля чистого импорта сокращается. В частности, по данным "АСМ-Холдинга", продажи импортированных новых иномарок за девять месяцев этого года снизились на 20,8%, до 432,7 тысячи машин, а их доля на рынке сократилась до 34,4%.
На вторичном рынке предпочитают иномарки
Вторичный рынок, по данным агентства "Автостат", можно сказать, почти восстановил свои докризисные показатели. За девять месяцев этого года он вырос на 21,5%. Всего было перерегистрировано 3,02 миллиона легковых автомобилей с пробегом, что лишь немного не дотягивает до уровня трех кварталов 2008 года — 3,19 миллиона штук.
И хотя безоговорочным лидером по количеству проданных автомобилей является АвтоВАЗ (на его долю приходится порядка 40% рынка), по мнению директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, в этом сегменте достаточно четко видна тенденция замещения российских моделей иномарками. Так, если в 2009 году на долю иномарок приходилось около 50% рынка, то сейчас она выросла до 56%. Помимо отечественной Lada различных модификаций в десятку лидеров вторичного рынка входят Toyota (около 12% вторичного рынка в целом, более 60% — в сегменте импортируемых подержанных автомобилей), за ней идут Nissan (4,7%), Mitsubishi и Honda (оба по 3,1%), далее Ford (2,9%), Volkswagen (2,6%), Hyundai (2,6%) и Chevrolet (2,3%). Замыкает тор-10 Mazda (2,1%).
К сожалению, нигде не удалось найти данных о количестве подержанных автомобилей, проданных через салоны и с использованием банковских кредитов. Вероятно, их доля на рынке еще довольно мала. Но в качестве любопытной тенденции можно отметить обозначившийся интерес и автодилеров к продажам trade-in, и банков к кредитованию автомобилей с пробегом, продающихся через салоны. По крайней мере некоторые из них разработали специальные предложения для таких сделок. "Мы ожидаем изменения на рынке автомобилей б/у японского производства, — говорит Андрей Карелин. — Увеличение ввозных пошлин приведет к сокращению прямого импорта, но поскольку новый автомобиль сегодня многим не по карману, они отдадут предпочтение trade-in".
LCV в ожидании экономического подъема
Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в России, по данным "Автостата", вырос в январе–октябре 2010 года на 26,6%, до 97 183 единиц. При этом две трети (65,1%) продаж легкого коммерческого транспорта в России приходится на отечественные марки (ГАЗ, УАЗ и "Иж"), оставшиеся 34,9% делят между собой иностранные производители.
В целом этот сегмент авторынка гораздо больше зависит от экономической ситуации в стране, чем сегмент легкового транспорта: решения о покупке здесь принимаются более взвешенно и, как правило, в расчете на рост бизнеса. Правда, и покупают такие автомобили нередко партиями. В любом случае, производители и дилеры пристально следят за ситуацией и настроениями игроков в промышленности и потребительской сфере. А некоторые международные автоконцерны (Volkswagen, Sollers) уже сегодня объявили о намерении наладить в России производство LCV собственных марок.
Эльмира Веселова
Материал предоставлен редакцией журнала "Эксперт-Сибирь"
Дата: 07.12.2010, 9:47
Схожие новости по теме: