Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Мясная диета
 

Иллюстрация с сайта www.sensi.org

Мясная диета

Финансовый кризис сжал рынок мясопереработки Сибири и спровоцировал ужесточение внутренней конкуренции.

Кризисный спад сибирского рынка мясопереработки, похоже, достиг дна. По оценкам экспертов, падение составило 10–15%. "Многие крупные производители отмечают снижение объемов производства мясопродукции в среднем на 10% к уровню прошлого года. Есть те, кто снизился больше или меньше, в лучшем случае производства держатся на уровне прошлого года", — комментирует исполнительный директор ЗАО "Сибирская Аграрная Группа" ("С-Агро", Томск) Руслан Гурьев. По данным Росстата, производство мясных полуфабрикатов в январе–июле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 0,4%, до 821 тысяч тонн, а производство колбасных изделий снизилось на 10,1%, до 1,3 миллиона тонн.

По мнению исполнительного директора холдинга "Российские мясопродукты" (РМП) Андрея Плетнева, глубина падения зависит от экономической ситуации в каждом регионе: "В последние годы рынок мясопереработки развивался невысокими темпами в силу его насыщенности. Ежегодный прирост составлял 4–5% в год. На фоне других отраслей это не самый динамичный показатель. В период кризиса рынок мясопереработки в Сибири сократился в среднем на 10–15%. Но сейчас дно уже достигнуто, и в дальнейшем объемы потребления существенно снижаться не будут". Так, по данным Новосибстата, сократилось производство колбасных изделий (на 12,3%) и мясных полуфабрикатов (31,6%). В Омской области, где мясной рынок один из наиболее емких в России, отмечаются незначительные колебания рынка. По данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия, за семь месяцев текущего года всеми мясоперерабатывающими предприятиями произведено 24,8 тысячи тонн колбасных изделий, что составляет 74,8% к аналогичному периоду прошлого года. Причем если колбас стали есть немного меньше, "налегли" на мясные полуфабрикаты. Выпуск продукции данной категории вырос на 17,8% — до 27,1 тысячи тонн.

Лидеры уступают

Кризис не приведет к кардинальному переделу рынка в Сибири. Расклад в регионах определит устойчивость присутствующих игроков. Как считает Руслан Гурьев, в целом сохранилась прежняя расстановка сил: "Сильные игроки по-прежнему сильны: Сибирская продовольственная компания (входит в холдинг РМП) удерживает лидерство в Новосибирской области и Красноярском крае. "Дымов" (московская торговая марка ООО "Ярск") в Красноярском крае сохраняет за собой второе место. "Торговая площадь" также осталась второй в Новосибирске".

Вместе с тем рынок корректируется в связи с банкротством ряда игроков, прежде занимавших сильные позиции. Наиболее заметным уходом в банкротство эксперты называют ситуацию на ОАО "Российские исконные колбасные изделия" (РИКИ, Барнаул) и ОАО "Новосибирский мясоконсервный комбинат" (НМК). РИКИ занимали порядка 25% на рынке Алтайского края, мощность — более 100 тонн в сутки. Процедура наблюдения введена и в ООО "Продо". В группу предприятий "ПРОДО Менеджмент" входит ряд омских предприятий — ОАО "Омский бекон", ОАО "Мясокомбинат "Омский", ОАО "Птицефабрика Сибирская", Калачинский мясокомбинат. Возможно, разбирательства с кредиторами приведут к очередной смене собственника холдинга или разукрупнению бизнеса. Однако очевидно, что ослабление позиций сильных игроков провоцирует долевой передел региональных рынков. Так, пять лет назад "Омский бекон" занимал почти 100% омского рынка мясопереработки. За это время мясной монополист сбросил в объемах производства порядка 10% и отчасти сдал свои позиции новым игрокам. Сегодня в колбасном сегменте кроме ОАО "Мясокомбинат "Омский" (ТМ "Омский бекон") здесь работают еще три игрока — ЗАО "Сибирские колбасы", ЗАО "Компур" и "Сибирский деликатес". По некоторым оценкам, суммарная доля "новичков" в 2008 году превысила 20%.

По мнению Руслана Гурьева, свои позиции теряет и ЗАО "Кузбасский пищекомбинат" (Новокузнецк). В докризисное время предприятие ежегодно вырабатывало 20 тыс. тонн продукции, занимало 75% новокузнецкого рынка и около 40% суммарно в других регионах Сибири — Барнауле, Томске, Новосибирске. "В то время как лидеры теряют рынки, свою долю увеличивают те, кто год–два назад был менее заметен. Увеличивает продажи "Барнаульский пищевик", Сибирская Аграрная Группа усиливает позиции на Алтае", — комментирует Руслан Гурьев.

Кто кого съест?

Скорее всего, не оправдаются и докризисные прогнозы на консолидацию рынка. В частности, ожидалась активная экспансия в Сибирь федеральных брендов, следствием которой также могло стать изменение долевой структуры рынка. Не случилось. "Чтобы отвоевать существенную долю рынка у сибирских производителей и предложить потребителям продукт по конкурентоспособным ценам, федеральным игрокам нужно открывать в Сибири свои предприятия, так как необходимо минимизировать затраты на логистику. Но в условиях удорожания кредитных ресурсов мало кто будет рисковать, вкладывая крупные инвестиции в регионы с сильной конкуренцией", — считает Андрей Плетнев. По мнению эксперта, в кризис на текущей его стадии консолидации активов не произойдет. Большинство игроков сосредоточили свои усилия, в том числе и финансовые ресурсы, на повышении текущей эффективности. Эту точку зрения разделяет и аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин: "Сделки слияния и поглощения и в прежние годы проходили в меньших масштабах, чем ожидалось. Для непрофильных инвесторов данный бизнес наименее привлекателен. На фоне кризиса темпы сделок будут еще более низкими в связи с дефицитом ликвидности. Исключение составят сделки по скупке профильными игроками дистресс активов".

Наиболее заметным поглощением эксперты считают сделку РМП по приобретению производственных мощностей Новосибирского мясоконсервного комбината. В настоящее время сделка проходит процедуру одобрения в ФАС. По предварительной оценке, после реконструкции купленного производства РМП планирует увеличить объем производства на 30–35% и побороться за свою долю на соседних рынках — Томска, Омска, Кемерова, а также на Урале, в Якутии и Казахстане.

Однако зайти на другие территории будет непросто. По мнению Руслана Гурьева, конкурентная среда формируется как федеральными игроками (в основном в премиум-сегменте: сырокопченые, сыровяленые колбасы), так и сибиряками. "Если раньше по мере роста рынка места хватало всем, то, как только рынок начал схлопываться, конкуренция стала гораздо более жесткой. До этого участники придерживались некой корпоративной этики. Сейчас все ограничения морально-этического свойства сняты. Задача одна — удержать объемы". В РМП также отмечают высокий уровень конкуренции на региональном рынке между местными производителями, имеющими свои перерабатывающие мощности. "Потребитель понимает: если производитель свой, то продукция с завода сразу поступает в магазин, а значит, свежая. Как правило, местные товары дешевле, что тоже предопределяет выбор", — комментирует Андрей Плетнев. По мнению Максима Клягина, уровень конкуренции между российскими игроками остается комфортным в сравнении с конкуренцией отечественного мяса-сырья с импортом. Расхождение в экспертных оценках связано с природой поставок сырья на перерабатывающие предприятия. В Сибири используют в основном местное сырье, тогда как игрокам на рынках центральной России приходится противостоять более конкурентоспособному по ценам импорту.

Искушение колбасой

К усилению конкуренции на сибирском рынке мясопереработки провоцирует и тренд смещения продуктовой линейки в сторону массового и эконом-сегмента. "Потребление смещается в пользу более доступных продуктов. Кто-то предпочитает с дорогой колбасы перейти на более дешевую, кто-то отказывается от колбасы в пользу мяса. Люди готовы больше времени тратить на приготовление продуктов питания, жертвуя временем, но не деньгами", — считает Руслан Гурьев. По мнению Андрея Плетнева, проблемы возникли из-за ценового позиционирования. Производители, которые изначально ориентировались исключительно на премиум и верхний сегменты, вынужденно пересмотрели продуктовые линейки. "На продукцию наших базовых брендов сегмента масс-маркет сохраняется спрос, они занимают львиную долю в структуре продаж холдинга. Мы кардинально не пересматривали ассортиментную политику под влиянием экономической ситуации. Напротив, выпустили новые экономичные торговые марки", — говорит Плетнев. Компании, ориентированные на массовый потребительский спрос, в условиях кризиса оказались наиболее устойчивыми. Вместе с тем, по мнению Максима Клягина, в условиях снижения платежеспособного спроса производители могут пойти по пути изменения ассортимента в сторону расширения более дешевого предложения, однако при этом спуск в более низкие ценовые сегменты негативно отразится на рентабельности. "Толкаться локтями" придется в одной нише, размеры которой ограничены спросом.

Для усиления позиций на рынке и увеличения долевого присутствия многие игроки до кризиса заявляли об инвестиционных планах по строительству и вводу мощностей. Главным стратегическим направлением для производственной экспансии называли Урал. Большая часть инвестпроектов в настоящее время заморожена, менеджмент переориентирован на повышение текущей эффективности производственного процесса. "Сегодня необходимо корректировать планы по наращиванию производства с учетом потребностей рынка конкретного региона. Есть регионы с избыточными мощностями", — считает Андрей Плетнев. Как сообщили в РМП, прежние намерения построить к 2009 году в Новосибирске крупнейший за Уралом мясоперерабатывающий завод мощностью 300 тонн продукции в сутки (планируемые инвестиции — 1,7 миллиарда рублей) сегодня утратили актуальность. Покупку НМК и последующую его реконструкцию в холдинге считают более рациональным капвложением, дополнительные мощности позволят как минимум удержать объемы производства на прежнем уровне. Положительную динамику демонстрирует ООО "Кемеровский мясокомбинат" (входит в холдинг "С-Агро"), за прошедший год занявший долю в 10% на кемеровском рынке. Во II полугодии предприятие в 1,5 раза (до 300 тонн в месяц) увеличит объемы производства. Генеральный директор ЗАО "С-Агро" Андрей Тютюшев также заметил, что к 2010 году компания завершит все инвестиционные проекты в Западной Сибири и на Урале общей стоимостью 5,6 миллиарда рублей. Речь о строительстве свинокомплекса "Уральский" в Свердловской области (порядка 5 миллиардов рублей) и проект по созданию на базе производственной площадки "Томскмясо" мясоперерабатывающего комплекса.

Положительным трендом эксперты считают стабильность цен на мясо. "С февраля по сентябрь закупочные цены на отечественное и импортное сырье (свинина, говядина) практически не менялись. С одной стороны, это объясняется плавающим курсом доллара, на который завязаны цены. С другой стороны, на динамику цен влияет снижение спроса со стороны мясопереработчиков, особенно западных и центральных регионов. Поэтому все продажи сырья сейчас ведутся "в точечном режиме", никто из импортеров не ввозит сырье с целью складирования и продажи через месяц–два", — комментирует Андрей Плетнев. По мнению Руслана Гурьева, на формирование ценовой политики повлияет развитие частного подворья: "Если частный сектор станет держать скот, то у частников будет и свое предложение. Следовательно, цена на мясо может упасть. При формировании ее также необходимо учитывать ряд факторов — в частности, микроэкономические (крестьянские хозяйства) и макроэкономические — курс рубля по отношению к доллару: при росте доллара импорт вырастет в цене, вырастет и отечественное мясо".

Другим позитивным моментом в качестве предпосылки для выравнивания общей ситуации на рынке мясопереработки можно считать наличие достаточного количества местного сырья. По данным Новосибстата, в январе–августе производство мяса, включая субпродукты I категории, выросло к уровню аналогичного периода 2008 года на 16,8%. По данным Росстата, производство мяса, включая субпродукты первой категории, в январе–июле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 10,6%, до 1,8 миллионов тонн. В связи с ограничением ввоза импортной птицы стала востребованной птица отечественного производства, спрос на нее сейчас превышает предложение. Наблюдается также устойчивый рост объемов производства отечественной свинины. По мнению президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, инвестиции в развитие отечественных свиноводческих комплексов дают свои результаты и в конченом итоге приведут к постепенному импортозамещению.

Снежана Козлова

Материал подготовлен редакцией журнала "Эксперт-Сибирь"

Дата: 15.10.2009, 0:02

Схожие новости по теме:

Роналдо заставляют сесть на диету
Американские автомобили сели на диету
Оливковое масло и орехи полезнее для сердечников, чем низкокалорийная диета
Правительство Японии посадит население на углекислую диету
Власти Японии посадят население на углекислую диету






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,032 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,01605225 сек.

Сейчас: 04.05.2024, 0:14
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella