Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Круговая порука
 

Круговая порукаФото с сайта www.ucheba.ru

Круговая порука

Объединившись, машиностроители Сибири рассчитывают в ближайшие два года получить выгодный контрактинг.

Межрегиональный инновационный проект "Сибирское машиностроение" ("СибМаш") обрел окончательные черты только в феврале нынешнего года. Его утвердили в Омске на заседании координационного совета по промышленной и научно-технической политике МА "Сибирское соглашение" (МАСС). Проект дополнили шестью подпрограммами Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Томской и Новосибирской областей. Срок реализации большинства — 2009–2012 годы. Суммарный объем инвестиций — 75,8 миллиарда рублей. Прогнозируемая доля государственного финансирования (участие в федеральных и региональных целевых отраслевых программах) — около 20–30%. При этом ожидаются рост производства наукоемкой продукции в 3–8 раз, увеличение доли импортозамещения в приоритетных отраслях экономики — до 75%, в том числе до 85% — по стратегическим (критическим) направлениям базовых отраслей. Финансовая отдача на каждый государственный рубль — не менее 4–5 рублей. Как пояснил Геннадий Гусельников, заместитель председателя исполкома МАСС, основная задача регионов в проекте "СибМаш" — выявить экономически перспективные ниши, сориентировать промышленные предприятия на существующий или формирующийся спрос, создать условия, систему стимулов для производства новой продукции. Одним из наиболее эффективных способов видится формирование технологических коридоров и тематических кластеров.

Примерка рынком

По сути, "СибМаш" сформировал индустриальную карту Сибири на ближайшие несколько десятилетий с учетом наиболее актуальных трендов, конъюнктуры мирового рынка, состояния (в том числе критического) базовых отраслей отечественной экономики и приоритетных направлений ее развития.

Для Сибири главные темы неизменны — нефть, газ, энергоресурсы. Одна из задач первой очереди — строительство меридиальных транспортных коридоров: Обь-Иртышского, Лено-Якутского, Енисейского. Узлы воздушного сообщения развяжут аэропорты-хабы, сооружение которых запланировано в опорных сибирских городах. Вокруг портов сосредоточится логистический бизнес. На модернизацию железной дороги планируется потратить до 4 триллиона рублей (Транспортная стратегия России на период до 2020 года и проект до 2030 года). Собственно, эти долгосрочные масштабные проекты и формируют устойчивый спрос на машиностроительную продукцию.

С другой стороны, спрос продиктован высокой степенью износа основных фондов всех базовых отраслей российской экономики. Степень износа магистральной техники железной дороги по разным видам оценивается в 64–86%. В нефтепереработке ресурс оборудования выработан на 80%, около 75% нефтепроводов эксплуатируются более 20 лет, еще 38% — более 30. Неудовлетворенный спрос в АПК в ближайшие четыре года достигнет 8,8 тысячи тракторов и более 4 тысяч комбайнов. По словам Романа Бердникова, заместителя генерального директора Федеральной сетевой компании (ФСК), износ технической базы в энергетической отрасли составляет 50% (по другим данным, порядка 70%).

Однако львиную долю дефицита закрывает импортная техника. Соотношение использования отечественного и зарубежного оборудования — 3/7. ФСК, например, в 2010–2012 годы намерена инвестировать в реновацию технологического парка порядка 520 миллиардов рублей. Суммарный же объем продукции, которую предлагают предприятия энергетического профиля "СибМаша", составляет около 21 миллиарда рублей. Общие вложения в освоение газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, по разным оценкам, составят не менее 1–1,5 триллиона рублей. "СибМашу" только благодаря активному лоббированию удалось собрать контрактинг на 6 миллиардов рублей. Объем стартовых инвестиций в деревоперерабатывающий комбинат "АВА компани" (Омск) составил 1,5 миллиардов рублей. Оборудование куплено в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. "Если отечественная техника где-то и присутствует в деревопереработке, то это скорее остатки советского наследия, которые в ближайшее время, вероятнее всего, будут утилизированы", — считает Акоп Мхитарян, генеральный директор ЗАО "АВА компани" и оценивает годовой объем рынка деревоперерабатывающего оборудования в сотни миллиардов рублей. Парадокс в том, что Россия по обеспечению лесными ресурсами является мировым лидером. Первые позиции лесного рейтинга занимают сибирские регионы — Красноярский край и Иркутская область. Но предприятий, которые выпускали бы деревоперерабатывающее оборудование, в СФО нет. Очевидно, именно поэтому в 2009 году было экспортировано из России 97% "живой" древесины.

Многие эксперты убеждены: причина таких следствий в отставании. "За два десятилетия Россия опоздала на четыре технологических поколения", — констатирует Анатолий Квашнин, полномочный представитель Президента РФ в СФО. По ряду технологий позиции утрачены безвозвратно. "Если оценивать в среднем, то 30% программ модернизации нефтяных компаний обеспечены российскими технологиями. Причем российские проектировщики находятся в лучшем состоянии, чем производители технологического оборудования", — считает Александр Дюков, генеральный директор ОАО "Газпромнефть". Причину уязвимости роспрома нефтяники видят в том числе в недозагрузке заводов и недофинансировании отраслевой науки, полагая, что сократить технологическое отставание поможет объединение усилий и создание на базе действующих производственных мощностей и институтов отраслевого центра с участием государства и нефтяных компаний. Встроится ли такое объединение тематическим кластером в "СибМаш" или станет "клубом для своих", прояснится лишь после того, как будет озвучен список участников.

По мнению Леонида Полежаева, губернатора Омской области, председателя координационного совета по промышленной и научно-технической политике МАСС, именно рынок даст конечную оценку "СибМашу". Цена и качество — давний предмет взаимных претензий потенциальных заказчиков и машиностроителей. "Мы не готовы покупать отечественное оборудование за любую цену. Но разместим заказы на предприятиях, где продукция отвечает требованиям технического регламента и по уровню не ниже мирового", — подтвердил Роман Бердников. Одно из структурных подразделений федеральной сетевой компании — МРСК Сибири — в 2009 году заключило соглашение с Омским электромеханическим заводом (ОЭМЗ): предприятие получает гарантированный заказ на пять лет, а взамен обязуется модернизировать производство в соответствии с мировыми стандартами. В свою очередь ОАО "ФСК" подписало соглашение о сотрудничестве с шестью новосибирскими предприятиями. Энергетики готовы предоставить преференции партнерам при условии гарантированного сервиса сопровождения продукции во время ее эксплуатации, инвестировании средств в модернизацию мощностей.

Великое противостояние

Однако, видимо, не только проблемы качества и цены определяют передел рынка машиностроения. По данным администрации Кемеровской области, ежегодно угольные компании завозят в регион горную технику на 300–350 миллионов долларов. Негативный эффект импорта оценивается в потере 10 тысяч рабочих мест, недополучении бюджетами всех уровней 700 миллионов рублей, выпадении из денежного оборота Кузбасса 10 миллиардов рублей. Основные конкуренты — производители США, Польши, Китая. Они наступают на местных машиностроителей, оставляя на их долю не более 7% от общей потребности в машинах. Между тем, как полагают в областной администрации, кемеровские предприятия способны на большее — в частности, закрыть до 75% рынка. И по отдельным видам оборудования (шахтные крепи, подземный транспорт, средства безопасности) удалось захватить 40%. По мнению Андрея Гребенникова, начальника отдела машиностроения департамента промышленности Кемеровской области, быть активнее не позволяет таможенное вето.

С 2006 года таможенные пошлины отменены, снят НДС на поставку импортного оборудования в Россию, и в то же время введены таможенные пошлины и НДС на ввозимые запчасти и комплектующие. В условиях агрессивной экспансии зарубежных поставщиков такие меры привели к резкому снижению конкурентоспособности местной продукции. "Китай и США предоставляют льготные условия по отсрочке платежей за приобретаемую технику. В отличие от действующих в России лизинговых схем — без всяких процентов. Угольные компании могут совместить приобретение оборудования с отсрочкой платежей, то есть фактически не отвлекая собственных средств", — пояснил Андрей Гребенников. Предельный рост стоимости заемных ресурсов отмечают эксперты Красноярского края. "Удорожание по лизинговым и факторинговым операциям ежегодно составляет порядка 40%, что делает инструменты не приемлемыми для покупателей. Лизинговые компании отказываются от продажи крупной техники из-за большого процента возврата", — комментирует ситуацию Ольга Сысоева, начальник отдела промышленности, энергетики, транспорта и связи краевой администрации. Необходимым условием для активного импортозамещения эксперт считает формирование системы льгот и субсидий, которая обеспечит доступность кредитов и лизинга для предприятий.

В будущее на лифте

В противостоянии импорту участники "СибМаша" делают ставку на создание собственного ресурса hi-tech. В презентованной подпрограмме "Развитие точного приборостроения и нанотехнологий" предлагается создать в Сибири свою "Силиконовую долину" на базе новосибирского технопарка и томской ТВЗ, которая станет мозгом "СибМаша" и позволит на наноуровне конструировать прорывные технологии. По мнению Андрея Трубицина, начальника департамента развития предпринимательства и реального сектора Томской области, усилить влияние на рынке Сибири позволит выход единого игрока: "Сейчас многие проекты реализуются на основании личных договоренностей, под политической "крышей". Нужен единый бренд программы, который станет гарантом актуальности, передовой конкурентоспособности представленных под такой "вывеской" продукции и технологий". Крупному игроку легче получить капиталоемкий контрактинг в масштабных проектах.

В рамках программы "СибМаш" для потенциальных заказчиков сформирован пул инновационных разработок — 42 проекта, 12 из которых были признаны соответствующими приоритету первого уровня. То есть они вхожи в федеральные целевые программы, а значит, им гарантировано государственное финансирование. "Десять комплексных тем включены в проект комплексной целевой программы Минпромторга России "Создание высокотехнологичного оборудования и предоставление услуг для отраслей ТЭК на основе научно-промышленного и инновационного потенциала ОПК на 2010–2015 годы". В настоящий момент документ находится на рассмотрении Правительства Российской Федерации. Это дает право на получение прямых субвенций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и создание опытных образцов. Также будем продвигать проекты для участия в корпоративных конкурсах и тендерах монополий", — пояснил Валерий Жильцов, директор некоммерческого партнерства "Сибирское машиностроение".

Вместе с тем, по некоторым экспертным оценкам, портфелю не хватает новизны — преобладает традиционная номенклатура, выпускавшаяся на заводах Сибири и прежде. По мнению Геннадия Гусельникова, для того чтобы увеличить долю инновационного продукта, ориентированного на реальный спрос и потребности заказчиков, нужна система коммерциализации проектов: "Инновационная инфраструктура позволит выявить необходимую рынку разработку, организовать изготовление опытного образца, найти инвестиции и предприятие-изготовителя. Только после того как эта цепочка заработает, можно получить мультипликативный эффект, реальные деньги, увеличить капитализацию промышленного бизнеса". К данному моменту в России запущены финансовые механизмы сопровождения проекта на всех стадиях его роста. Вместе с тем, как сообщил Александр Костинский, начальник отдела развития инфраструктуры Российской венчурной компании, необходимо соглашение между всеми финансовыми институтами (Российская венчурная компания, Роснано, Российский банк развития, Внешэкономбанк), которое позволит оптимизировать передачу проектов из рук в руки, ускорить внедрение идей в серийное производство. "Создается некий лифт для продвижения проекта снизу вверх. Если проект действительно хорош в технологическом плане и на начальном этапе уже был создан бизнес-план, который прошел экспертизу качества, то нет смысла тратить деньги повторно, на каждом этапе вновь разрабатывая бизнес-планы и оценивая их. То есть предприятие попадает на площадку, где есть возможность реализовать проект полностью — от начала до конца".

Несмотря на то что пока не заработал весь механизм индустриального региона, пока еще вялы кооперационные связи и интересы регионов по-прежнему сосредоточены на лоббировании в первую очередь бизнеса с местной "пропиской", "СибМаш" сдвинулся с некоей нулевой отметки. Впервые удалось собрать все регионы СФО в общий проект, консолидировать в заданном направлении. Удалось объединить внимание всех участников производственного процесса. Каким было это внимание (сосредоточенным или нет) — дело другое. При написании карты индустриальной Сибири проявились белые пятна. Разглядели те рынки и ниши, в которых отсутствуют российские предприятия, в силу чего пустоты беспрепятственно заполняют зарубежные промышленные компании, вытесняя российские.

Нужна проекция в перспективу. Проекты, опережающие текущее состояние дел, которые помогут Сибири и России сделать исторический рывок и выравняться (или хотя приблизиться к этому) с высокотехнологичными странами. Нынешняя версия "СибМаша" держится на административном ресурсе, инициативе власти. Очевидно, для результативности заявленного игрока не хватает усилий компаний-заказчиков, их заинтересованности, которая выражается в конкретных контрактах. Стимулировать такое неподдельное соучастие, наверное, в нашей стране можно, как это ни парадоксально, только путем влияния государственной власти. Такая вот выходит двусторонняя игра власти на результат в одни ворота.

Снежана Козлова

Материал предоставлен редакцией журнала "Эсперт-Сибирь"

Дата: 23.04.2010, 11:25

Схожие новости по теме:

Круговая порука книголюбов
Белорусских чиновников свяжут круговой порукой






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0312 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,03125 сек.

Сейчас: 29.03.2024, 15:47
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella