|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / «Мурзилка» против Шрэка
Майки то с портретом Че Гевары, то с гербом СССР, значки с советскими лозунгами, красные флаги как элемент одежды – и при этом отсутствие симпатий к соответствующей политической программе. Символы уже несуществующего государства стали не просто модными, они превратились в «бренд» со всеми последствиями. Почему так произошло, разбиралась корреспондент Sibnet.ru. Поколение «новых людей» – это молодые люди, чьё рождение пришлось на 80 - 90-е года. Это люди, зажатые между крушением СССР и эпохой Интернета. Они знают, кто такие Чапаев, Ленин и Горбачёв, ещё помнят, что был такой журнал «Мурзилка», героем которого стал жёлтый меховой человечек, и журнал «Костёр», где мог опубликоваться любой талантливый пионер. Они помнят чудо-агрегат фильмоскоп, по которому крутили диафильмы, а некоторые из них затаили тайную обиду, что не успели стать октябрятами и получить красивый значок-звёздочку. Ныне же одежда, шапки, сумки рождённых в СССР сияют не только октябрятскими звёздочками, но и чуть ли не звездами Героев Советского Союза. Среди украшений можно увидеть «Чебурашку», «Олимпийского Мишку», значок «Участник 3-й районной спартакиады» и прочую подобную бижутерию. Особый шик – просверлить дырочку в советском юбилейном рубле, продеть в дырочку верёвочку и носить медальон с вечерним платьем. «Все расскажу, только фамилию не называйте! - смеётся девушка за столиком клуба «Гевара». – Эта отшлифованная денежка частенько украшает моё декольте. Сегодня вот я её с платьицем, а завтра на работу – с рубашечкой». Рубашечку вполне может заменить красная майка с гербом несуществующего государства – это такой, с колосьями злаковых и кузнечно-полевой атрибутикой на голубом шаре нашей планеты. Благо, базарные развалы изобилуют подобной одёжкой. Глянешь так на футболку с надписью «СССР» и тем самым гербом и с ужасом чураешься: «А если китайская?! У них же там до сих пор Мао Цзе-дун, а наш-то Ленин уже того…» Или не того? Пройдясь по городу, понимаешь, что не «того»! В Новосибирске лучшее место для назначения свиданий - площадь Ленина (она же «плешка», она же «плаха»). А излюбленное место неформалов - Сквер героев революции (он же «Скверный сквер», он же «фака»). На пересечении улиц Ленина и Советской находится бар «Серп и молот», больше напоминающий музей советского раритета. Вход любовно украшают вырезки из «Огонька» с сеющим кукурузу Хрущёвым и помещённые под стекло талоны «на мясные продукты» и «масло животное». Интерьер питейной создают радиолы, ветхие казённые стулья, книжные полки с Марксом, настольные лампы под абажуром, чугунные горшки, утюги, барные матрёшки и обнажённый электросчётчик. Гордость заведения – древнющий дисковый телефон, с которого можно позвонить в любой конец города. Стены сего заведения гремят лозунгами советской старины: «Народ и партия едины!», «Уже готов!» и особо ироничный «Коллективные гуляния нам давно пора пресечь!». «Друзья» заглядывают в этот бар на огонёк уже не первый год. Это люди разного сорта – и успешные бизнесмены (бывшие комсомольцы), и ещё вчерашние студенты (не сложившиеся октябрята). Одно время несколько постоянных гостей «Серпа и молота» даже просили выключить музыку, а сами брали гитары и «наяривали» на радость всем - как дома. Ощущение чего-то домашнего, этакий «привет из детства», возвращает нас к тому, чего в начале 90-х наши люди очень стыдились. И «Мишка на севере» был вкуснее, и колбасные наполнители как-то проще усваивались, а мультики какие добрые были, поучительные. Сейчас частенько на мэйл приходит спам «Лучшие советские мультфильмы. Почти задаром». И берут, отчего не взять? Ведь нынешнее дети знают только Шрэка и Человека-паука, да и то не в лицо. Интересно, что не может наш человек простить ни продажи за море «Союзмультфильма», ни смертоубийства затопленной космической станции «Мир». Это же то, на чём многие из нас выросли. Для кого-то это – юность, молодость, стройотряды, а для кого-то черта, определившая границу детства. Кстати, старье из советских времен выбрасывать вовсе необязательно, ведь они дороги не только как память, но и как раритет, причем порою очень дорогой. Недаром многие бывшие владельцы мурзилок и диафильмов уже рвут на себе волосы: «Зачем, ну зачем снесли аппараты в комиссионки, а то и вовсе на помойки?!» Многое, казавшееся макулатурой и лишним хламом, теперь является советским раритетом, за который дают неплохую цену. Самый простенький, без бахромушек пионерский стяг сейчас продают за 500 рублей. Виниловые пластинки русского рока, как и во времена их издания, всё ещё сложно «достать». А модельки машинок, копии советских автомобилей в масштабе 1:43, которые в 70-80-х уже были раритетом и стоили значительную часть папиной зарплаты, в наше время покупают и вовсе за сумасшедшие деньги. Кто-то из страсти к коллекционированию, а кто-то – и ради барышей. Этот факт легко проверить, зайдя в любой антикварный магазинчик. «Увлечение советской атрибутикой и её ценность можно судить двояко, – рассуждает социолог Александр Романовский, специалист по субкультурам. – Если мы говорим о модельках и значках, то, во-первых, это некий коллекционный фетиш. Но с другой стороны – это, конечно же, мода, своеобразный бренд. Для людей живших или хотя бы заставших время СССР, эта атрибутика недавнего прошлого память, тоска по детству, символ советской романтики. Во все времена были свои герои, определявшиеся самими людьми. В советское время Эрнесто Че Гевара был представителем братского государства, революционером. Сейчас он стал просто идеалом человека, героем. Если начнёт активно муссироваться лейбл «Че» и составит сёрьёзную конкуренцию «D&G», то я совершенно не удивлюсь». Кстати, в западной культуре такой прецедент уже был: образ Че Гевары как лейбл раскрутили буржуазные деятели конца 60-х, увидев левацкие увлечения тогдашней молодежи. Вот и получается, что спрос рождает предложение, а романтика сидит за одним столом с иронией. Например, к тусовке можно запросто обратиться «Товарищи!», по-ленински грассируя, и никто вас камнями не побьёт. А некоторые и вовсе откровенно глумятся: один очень серьёзный новосибирский историк, а по совместительству крупный бизнесмен, потешил своё сердце тем, что забавы ради завешал портретами вождей и коммунистическими вымпелами стены своего «буржуйского» офиса. «У кого-то алые стяги вызывают злую усмешку, а кто-то с тёплой грустью вспоминает себя, ещё детсадовцем, на первомайской демонстрации, - рассуждает психолог Татьяна Фуксман. – Люди с «лабильным», подвижным, характером легко и довольно быстро принимают новые условия жизни и готовы приспособиться к нестандартным обстоятельствам. Люди же с «ригидным» характером, несклонные к быстрым переменам, воспринимают их достаточно болезненно. Вопрос в том, кто и как успел адаптироваться к новым временам за столь короткий срок. В данном случае, тоска по советскому детству демонстрирует ригидность, но является вполне естественной реакцией, а ирония способствует адаптации». Татьяна Ломакина, специально для Sibnet.ru Дата: 29.11.2007, 8:00 |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0 секунд
|
Сейчас: 22.11.2024, 15:08 |