События, которые произошли в Академгородке 9 ноября, получили широкий резонанс. И влекут за собой реакцию: в ближайшее время — в форме гражданского митинга. В первую очередь гражданского, потому что с проблемой радикального национализма может столкнуться каждый человек, независимо от возраста, пола и политических взглядов.
Напомним: в НГУ должен был состояться показ документального фильма "Любите меня, пожалуйста" про журналистку "Новой газеты" Анастасию Бабурову, которая была убита вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым, обвиняемые — националисты. Показ был запрещен администрацией университета, а позже на студентов напала толпа неизвестных с травматическим оружием. В результате стрельбы пострадал случайный прохожий. Студент НГУ получил пулю в лицо. Его уже выписали из больницы, сейчас он чувствует себя хорошо. Всем участникам несостоявшегося показа понятно — это не просто хулиганы, и нападение произошло из-за фильма, имеющего специфическую тематику.
Показ был отменен, потому что просмотр и обсуждение картины администрация университета приравняла к политической акции. По словам проректора по общим вопросам Дмитрия Полубоярова, НГУ придерживается аполитичной позиции. "Политика невмешательства в политику" — это, наверное, какая-то гарантия спокойствия. Но до определенного момента. Показательно и то, что на 27 ноября была запланирована демонстрация против радикального национализма, шествие предполагалось начать от главного корпуса НГУ с последующим митингом. Администрация воспротивилась этому категорически.
Правоохранительные органы, в частности Центр "Э", начали расследование дела с неожиданной стороны — проверки организаторов показа на экстремизм. Следов его обнаружено не было, но очень много вопросов вызвали листовки с критикой Русского марша, который в этом году, к слову, собрал уже больше 500 человек. Конечно, патриотизм бывает разным, но массовые шествия с призывами соблюдать чистоту крови и гнать оккупантов почему-то не кажутся благостными. Грань между крайними формами национализма и неонацизмом очень тонкая, и легко не заметить, когда она переступается.
В следственном отделе комментарии на тему расследования давать отказались, мотивируя это тем, что результаты озвучить пока нельзя. Заместитель начальника Центра "Э" Павел Золотухин сказал по поводу дела следующее:
— Работа идет непрерывно, и уже очень скоро можно будет узнать, кто напал на студентов. Не исключено, что даже на следующей неделе.
Интернет полон обсуждениями происшествия и его последствий, собственными версиями и сетевыми угрозами:
"…все это раздувают под поводом лишить людей оружия…".
"Наркомафия и прочая оргпреступность расцветает, а ФСБ в это время землю роет, чтобы отыскать, где еще показываются документальные фильмы. Не абсурд ли?"
"Как придут так и огребут, народ то не слепой и видит к чему приводит черная оккупация, будущее наших детей дороже благополучия понаехавших! В неонацизме нет ничего плохого, а насчет "гитлеровцев" — домыслы желтой прессы и черных свидетелей".
В целом дискуссии сводятся к спору: национализм — что такое хорошо и что такое плохо?
На неудобные темы надо говорить не только в Интернете, публичное молчание в таких ситуациях не приводит к положительным результатам. В начале недели прошла пресс-конференция, на которой один из организаторов показа Станислав Худзик и заявитель митинга Павел Красавин разъяснили ситуацию с событиями 9 ноября и рассказали о целях предстоящей гражданской акции.
В первую очередь были опровергнуты версии правоохранительных органов о том, что нападение могло быть разборкой между студентами или инсценировкой. Павел провел следующую аналогию:
— Можно представить, что в следующий раз нападут на преподавателя, который прочитал лекцию о Великой Отечественной войне. И в ходе следствия его обвинят в инсценировке: сам виноват, да и лекции какие-то провокационные. Эти версии смешны, особенно та, что стрельба была попыткой привлечь внимание к себе — такой самопиар весьма суицидален.
Основная цель митинга, по словам Станислава, — это привлечение внимания общественности к проблеме распространения правого радикализма в России.
— В любой европейской стране осуждение фашизма (в данном контексте имеется в виду не только итальянский фашизм, но и разрушительные результаты ультранационализма в целом — прим. автора) не является выражением политических взглядов. Это этический вопрос. В данной ситуации реакция правоохранительных органов и СМИ была односторонней: представление антифашизма исключительно как силового метода воздействия на ультраправых хулиганов. Но органическое неприятие фашизма — это нормальная гражданская позиция. Митинг нужен для того, чтобы еще раз напомнить людям об угрозе распространения радикальных националистических идей. Если бы общество было более консолидированным и менее равнодушным, то, возможно, такой угрозы бы не было.
На пресс-конференции не раз задавался вопрос о безопасности. Митинг согласован и официален, поэтому будет обеспечен охраной. Также организаторы особо подчеркнули, что эта акция — прежде всего гражданская и политически не ангажированная. Мероприятие состоится 27 ноября в 15.00 в Академгородке (у ДК "Академия").
Дата: 25.11.2010, 9:44