Гиподинамия. Этим словом пугают тех, для кого 10 часов подряд побыть в положении сидя — не проблема. По мнению специалистов, недуг начинает преследовать многих уже с раннего детства. Наряду с разговорами о профилактике, возникает и вопрос, может ли главная "болезнь цивилизации" кому-то быть выгодной?
Еще во время своего президентства Владимир Путин заявил, что приобщать к физической культуре нужно с ранних лет, а спорт — сделать модной индустрией. То, что обычно называют "активным образом жизни", давно стало основным инструментом для борьбы с алко-, наркозависимостью и, конечно, гиподинамией. Разные специалисты утверждают, что это явление действительно имеет место в современном мире. Однако, есть и те, кто считает: все не так страшно, как кажется. Для борьбы с "болезнью цивилизации" достаточно подобрать эргономичный офисный стул, периодически разминаться в перерывах и не упускать возможности прогуляться пешком.
Но чаще гиподинамию позиционируют как настоящий бич современного человека 30 и более лет. В рекламных роликах тренажеров и спортивных магазинов изображают исключительно "рельефных" персонажей. А в качестве отрицательного примера показывают людей с лишним весом. Сегодня главный метод борьбы с животами и больными спинами — это фитнес. Желающие заняться собой зачастую начинают не с похода в обычный спортивный зал или на лыжную базу, а с покупки абонемента. Понятно всем, что фитнес — не только социально полезная, но и весьма прибыльная сфера. В Европе и Америке известно все больше случаев зависимости от спортзала. В одной только Италии более полумиллиона человек испытывают настоящий дискомфорт после пропуска тренировки. "Ну что поделать, все массовые продажи основаны на какой-либо зависимости, — говорит доктор экономических наук, профессор Алексасндр Басс. — Это ведь течение моды. Кто-то входит в это русло, кто-то нет и занимается спортом по-своему". В разговоре о массовости фитнеса профессор проводит параллель с медикаментами. "Если мы будем объяснять общественности, мол, гриппа нет, не покупайте арбидол, то никто не поверит. Так и в этом случае: люди знают о реальной эффективности занятий, поэтому и посещают зал. Но ничего плохого в пропаганде фитнеса не вижу, — продолжает Басс. — Каждый вправе честным способом рекламировать честную деятельность".
Той же позиции придерживается декан факультета физкультуры Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук Сергей Турыгин. "Да, фитнес сейчас активно продвигают, порой даже с помощью звезд отечественного шоу-бизнеса, — говорит он. — А молодежь привлекают крепкие тела. Считаю, что это нормально, ведь Россия приближается к таким "толстым" странам, как Америка или Мексика. Сегодня около 50% людей в России имеют лишний вес, а 17% — страдают от ожирения".
Разговоры о гиподинамии и массовости фитнеса наталкивает многих на мысль о чисто финансовой подоплеке фитнес-индустрии и некой "подставе" с коммерческой выгодой. Аналогию можно провести с обильной рекламой средств контрацепции. На протяжении 15 лет потребителя "штурмуют" призывами оберегать партнера и предохраняться самому. Но за профилактикой безопасных связей стоят и коммерческие цели. Не является секретом, что на подобных акциях "предприимчивые мира сего" имеют большой и прибыльный бизнес. Так же и в случае с фитнесом. Возникает мысль, что гиподинамия — один из способов привлечь людей в спортцентры. "Ну что поделаешь, деньги делают практически на всем, — говорит заместитель главного редактора интернет-журнала "Фактор риска" Сергей Кузьмин. — И этот случай — не исключение. Чем привлекателен фитнес-зал? Там можно дать нагрузку любым мышцам на хорошем и удобном оборудовании. Приходишь — тебе все показывают, разжевывают. Тем человеку и удобно. А ведь мы сами должны чувствовать, как двигаться и что нужно нашему телу. Я живу в частном доме, и после работы, если хочу размяться, достаю дрова и беру в руки топор".
Ряд специалистов по связям с общественностью верят в серьезность феномена гиподинамии и эффективность фитнеса в борьбе с ней. Однако мостика между тем и другим, по их мнению, нет.
"Объяснить всплеск рекламы фитнес-центров гиподинамией никак нельзя. Считаю, что те услуги, которые предлагают в этой индустрии, реально направлены на здоровье людей, — говорит специалист в области рекламы и пиара Анна Яковлева. — Как потребитель могу сказать, что тоже смотрела множество рекламных роликов про услуги фитнеса. Но пока при просмотре не увижу слово "гиподинамия", я в сознании эти явления никак не свяжу". Ее коллега, pr-специалист Антон Сектрис, также не видит связи между "болезнью цивилизации" и обильной рекламой фитнеса. "Людей привлекают в залы, прежде всего, за счет доступности спортцентров, а не "играют" на боязни гиподинамии", — считает он.
Дата: 22.10.2010, 10:09