|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Чистка черного золота
Чистка черного золотаПроблему легитимности оборота углеводородов обсуждал с топ-менеджерами компаний топливно-энергетического комплекса во время недавнего рабочего визита в Омск президент России Дмитрий Медведев. Очевидно, актуальность чистки рынка энергоносителей обострилась на фоне кризисных трендов, характерных как для экономики страны в целом, так и для отдельных ее отраслей. В частности, для ТЭК. Дмитрий Медведев отметил снижение производства первичных топливно-энергетических ресурсов (в 2009 году оно составило пять процентов) — при незначительном росте "нефтянки" произошел спад в угледобывающей, газодобывающей отраслях, электроэнергетике. В перечне основных причин были названы сокращение объемов промышленного производства, снижение цен на уголь, теплое начало отопительного сезона. А поскольку ТЭК обеспечивает почти треть валового внутреннего продукта страны и около 40 процентов всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет (по признанию главы государства, такой дисбаланс в структуре экономики сохранится еще достаточно продолжительное время), то игнорировать состояние дел в этом секторе непозволительно. Причем для наведения порядка все меры будут хороши — от поддержки, либерализации и регулирования отдельных направлений до ужесточения контроля. О прицельности государственных намерений доложил Игорь Артемьев, руководитель ФАС России: "На нефтяные компании "большой четверки" наложена беспрецедентная сумма штрафов — 26 миллиардов рублей. Судебные процессы идут по всей стране. Всего около 80 дел". После внесения изменений в антимонопольное законодательство государственная власть получила инструмент влияния на ценообразование. Как считает Игорь Артемьев, повысить прозрачность продаж позволят только открытые биржевые торги, стимулировать участие в которых можно и нужно в принудительном порядке: "Сейчас на нефтяной бирже в Санкт-Петербурге закупается два процента объема углеводородного сырья, а нужно 15 процентов. Тогда сформируется рыночная цена, и никаких санкций не последует. Для этого необходимы поручения государства нефтяным компаниям, чтобы участвовали в торгах и создавали спрос". Биржевые технологии предложено применить и для внешних продаж. Это, по мнению главы ФАС, упростит и удешевит прохождение товара за рубеж, так как позволит исключить многочисленных пограничных посредников и сверхмаржу, налоги за которую платит российская сторона. Другой мерой пресечения манипуляций с производством нефти и нефтепродуктов станут единая система учета и контроля за перемещением нефтепродуктов, а также единый перечень для таможенного оформления, что исключит экспорт нефтепродуктов под маркой сырьевых товаров. Делайте ставки, господа Дмитрий Медведев был неприятно удивлен, когда узнал, что нефть воруют не только из трубопроводов. Александр Дюков, генеральный директор ОАО "Газпром нефть", сообщил о росте теневого рынка экспорта углеводородов. Он не согласился с замечаниями о непрозрачности продаж, проводимых крупными игроками, отнеся большую часть серых сделок на долю мелких заводов: "Мини-НПЗ производят 15–17 процентов моторного топлива, по качеству не отвечающего требованиям технического регламента. В основном же отгружают полупродукты на экспорт. В результате стоимость не создается, а наоборот, убивается. Собственники мини-заводов имеют доход, и все это за счет госбюджета". За последние пять лет построено и эксплуатируется 196 мини-НПЗ, из которых официально сданы и сертифицированы 80. Подогревают теневой рынок несоразмерные экспортные ставки. "При существующей разнице в ставках экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты эффективность инвестиций в глубокую переработку составляет 10–15 процентов, тогда как в первичную перегонку — 30–35 процентов. Поэтому инвестировать в глубокую переработку стимула нет, и мини-НПЗ растут как грибы", — пояснил Александр Дюков. Нефтяники озвучили перечень проблем, сдерживающих развитие отрасли и формирование углеводородного рынка в стране. Многие не новы. Традиционный камень преткновения — модернизация НПЗ. С одной стороны, нефтяники признают необходимость технологического обновления, которое позволит закрыть растущий спрос на внутреннем рынке, минимизировать издержки, повысить конкурентоспособность нефтепродуктов отечественного производства на внешних рынках. Ряд реализованных инвестпроектов уже позволили сократить отставание России от США в этом сегменте рынка. Но лишь отчасти. Потому что, с другой стороны, стоит цена вопроса, заплатить которую российские нефтяники, видимо, по-прежнему не готовы. Среди основных причин называются невысокая эффективность инвестиций в глубокую переработку, коммерческая неосведомленность о будущем предложении в отношении нефтепродуктов, отсутствие гарантий возврата вложений. Так, в 2015 году при переходе НПЗ на выпуск моторных топлив класса "Евро 5" предложение может превысить рыночный спрос. "Когда мы перейдем на "Евро 5", только 15 процентов автопарка будет соответствовать данному стандарту. Необходимо сделать программы масштабными. Иначе, потратившись на производство топлива нового класса, нефтяные компании не получат потребителей и рынка", — считает Александр Дюков. Предлагается также оптимизировать действующие технический регламент, правила проектирования, строительства и эксплуатации НПЗ. Многие введены еще в 1980−х и приводят к экономически необоснованным издержкам. Например, увеличиваются срок и стоимость строительства новых мощностей (по сравнению с аналогичными работами в Китае — в два раза). Не обошли и другую давнюю дискуссионную тему — обеспечение инвестиционных углеводородных проектов отечественным оборудованием. Известно, что одно из прежних поручений федерального правительства компаниям — это размещение заказов на предприятиях российского машиностроения. В результате долю российского оборудования в общем объеме поставок по программам модернизации удалось повысить до 30 процентов. Однако, по мнению Александра Дюкова, ограниченные возможности отечественных машиностроительных предприятий могут сорвать обозначенные правительством сроки модернизации. Так, для перехода НПЗ на "Евро 5" без повышения глубины переработки российским проектным институтам потребуется 10 лет, а нужно уложиться в пять. Чтобы ускорить процесс, предложено создать на базе действующих институтов отраслевой центр с участием государства и нефтяных компаний. Что в сухом остатке? Публичный диалог нефтяников и власти в очередной раз состоялся. Очевидна и попытка в очередной раз очертить правила игры на углеводородном поле. Налицо также необходимость услышать и принять к действию аргументы другой стороны. Однако очевидно и то, что при этом каждая из сторон осталась при своем интересе. Снежана Козлова Материал предоставлен редакцией журнала "Эксперт Сибирь". Дата: 03.03.2010, 11:32 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0312 секунд
|
Сейчас: 23.12.2024, 3:36 |