|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Потребность потреблять
Потребность потреблять«Общество потребителей», – говорим мы презрительно о людях, которые озабочены только тем, как бы вкусно поесть, сладко поспать и прикупить новых шмоток. Они составляют большинство и считают, что перерабатывать продукт – их высшая миссия. По мнению врачей, такие люди постепенно деградируют как личности. Но почему они стали зомбированными потребителями и как узнать, что вы еще не в их числе? Потреблять, чтобы жить Специалисты утверждают, что потребление – одна из самых важных функций человеческого организма, потому что связана с нашим чувством выживаемости. Человек еще только рождается, а уже, пожалуйста, потребляет - молоко матери. И если он этого не будет делать, он просто погибнет. Поэтому само по себе потребление было, есть и будет ценностью, важной для всех аспектов жизни. Другое дело, когда оно становится болезненной необходимостью, единственным верным средством почувствовать удовлетворение жизнью и собственную значимость. - Потребление – это действительно важная часть нашей жизни, - говорит психотерапевт Европейского реестра Игорь Лях. – Однако если мы посмотрим вокруг, мы увидим огромное количество людей, которые приобретают какие-то вещи не для того, чтобы их потребить, а ради самого этого факта, ради процесса. Это так называемые шопоголики. Еще большее количество людей считает потребление самой важной частью своей жизни, делает из него культ, на который направлены все их ресурсы и усилия. Такие люди хороши как винтики в системе экономики, но способны утратить собственно человеческие черты. Сказочный маркетинг Всевозможные производители и продавцы быстро смекнули, что люди готовы покупать, и покупать много. Им оставалось подлить масла в огонь и убедить нас в том, что хорошая вещь – это новая вещь, это вещь последней модели и наиболее раскрученной марки. И подсчитывать выручку. - Казалось бы, у человека уже практически все есть, он сыт-одет-обут, почему он идет в магазин и ищет области, в которых можно потребить что-то еще? – Рассуждает Игорь Лях. - Выясняется, что сам по себе психический акт, заложенный в потреблении (а это выбор вещи, представление о собственной персоне в результате ее приобретения и так далее) заставляет человека ощущать себя более ценным. Особенно, когда речь идет об имиджевых вещах, о раскрученных брендах. Эта психическая ценность акта потребления у нас сейчас раздута до невозможности, и отчасти раздута действиями рекламистов, маркетологов, пиарщиков и прочих двигателей торговли. Социолог-психолог Новосибирского Гештальт-центра Ирина Гронская обращает внимание и на особую атмосферу современного процесса потребления: высокий уровень сервиса, комплименты продавцов, чашечка кофе, бонусы и подарки. «Все это направлено на то, чтобы человек в процессе шопинга получил удовольствие, - поясняет эксперт. - А испытывая удовольствие, человек легче расстается со своими деньгами». Удовольствие и жажда собственной значимости – вот что движет людьми, ежедневно курсирующими между супермаркетами и бутиками. Последние, в свою очередь, делают все, чтобы поощрить в человеке эти чувства и удовлетворить их. «Ты этого достойна», - говорят они, продавая по высокой цене не товар, но чувство собственной ценности покупателя. Создав миф о том, что «мы - то, что мы потребляем», маркетологи сегодня с удовольствием пожинают его плоды. - Безусловно, само желание потреблять - это то поле, на котором работает маркетинг, - говорит директор PR-направления агентства «Б-52» Илья Стахеев. - Чем сильнее в обществе это желание, тем проще компаниям продвигать свою продукцию и увеличивать продажи. И на смену рациональным критериям выбора продукции или услуг (качество, цена) давно пришли эмоциональные, когда сила бренда воздействует на сознание потребителя, как дудочка знаменитого Гаммельнского крысолова. Сам факт обладания автомобилем BMW или Audi, употребления коньяка Hennesy или Martel или наличие аксессуаров от Cartier или Davidoff в обществе, где процветает культ потребления, повышает самооценку человека и делает его значимым в глазах других людей. По словам Игоря Ляха, это ощущение значимости просто необходимо большинству людей, которое регулярно утрачивает ее попадая в разные нелепые ситуации: когда их штрафует ГИБДД-шник, когда в доме отключают воду или просто когда в день Ивана Купалы на голову выливают ведро грязной воды. И все больше людей компенсирует это чувство значимости, отправляясь потреблять. «При этом уже происходит искажение морали и формирование «потребительской морали», - объясняет психотерапевт. – Ее можно сформулировать так: «Ценно не то, чем ты являешься и что ты делаешь, а ценно то, что ты потребляешь». Экологическая катастрофа на фоне деградации личности Потребительская мораль, по мнению Игоря Ляха, приводит порой к совершенно неожиданным дилеммам. К примеру, выбору между покупкой машины и рождением ребенка. Или между посещением родственников и экономией на подарке. - Выбор несопоставим, факторы несравнимы, но в реальности некоторые люди начинают об этом задумываться, - комментирует психотерапевт. - С точки зрения общественной морали этот выбор аморален, с точки зрения духовной морали — вообще грешен. Но подобные выборы мы делаем постоянно. Большинство специалистов уверено, что потребительская мораль и зависимость от потребления способны привести к деградации личности. Со временем зависимый потребитель утрачивает даже способность говорить о чем-то, кроме новых моделей телефонов, распродаж, одежды и других благ цивилизации. При этом его внутреннее развитие, как правило, останавливается – ведь все ресурсы затрачиваются на зарабатывание денег с последующим приобретением и потреблением. - В этом заключается парадокс потребительства, - говорит Игорь Лях. – Когда человек «приобретает», ему кажется, что это и есть важные события его жизни, он чувствует себя значимым. Однако в 40-50 лет он оглянется назад и поймет, что в его жизни не произошло ничего, и сам он ничего не сделал. Кризис среднего возраста будет переживаться такими людьми очень тяжело, я уже вижу в них своих пациентов. Кроме личных трагедий потребительская мораль, по мнению Ирины Гронской, влечет за собой еще и экологические катастрофы. Психолог-социолог считает, что критическая масса «зомбированных потребителей», опасная для общества, в России уже сформирована. «Такая масса говорит о том, что в духовном плане наше общество стагнирует, то есть, идет его духовный спад. Оно заботится только о себе, а не об окружающем мире. Начинаются экологические проблемы – перепроизводство приводит к захламлению окружающей среды, разрастанию свалок, а безразличие к внешнему миру – к гораздо худшим последствиям». Кого же мы увидим через 50 лет на фоне свалок и деградировавших личностей? По мнению Игоря Ляха, это – творческие люди, которые основные силы тратят на самовыражение, а не на потребление. Ирина Гронская добавляет: это также люди, которые не потеряли связь с природой, способны ее любить и чувствовать, заботиться о ней. Если вы все еще не знаете, к какой категории себя отнести, Игорь Лях задает вам несколько вспомогательных вопросов. Много ли у вас в доме вещей, которые куплены по непонятным причинам и лежат невостребованными, может быть, даже в упаковках? Покупаете ли вы в супермаркетах больше еды, если вы голодны? Ходите ли вы по магазинам с целью снятия стресса? Появляется ли у вас желание купить какую-то вещь после конфликта с близкими или на работе? В случае положительного ответа на все вопросы можете смело считать себя зависимым потребителем. А что бы это значило, вы теперь в курсе. Ольга Ярославцева, Sibnet.ruДата: 15.08.2008, 9:21 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0137 секунд
|
Сейчас: 15.11.2024, 9:05 |