Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Смех - дело рискованное
 

Фото с сайта www.shapito.org

Смех - дело рискованное

Цирковые артисты - люди странные. Каждый день они имеют дело с опасностью, сталкиваются с риском для жизни. Всю жизнь кочуют по городам и странам, не ведая тепла домашнего очага и зарабатывая лишь на кусок хлеба. Только раз в году, когда все «нормальные» люди едут отдыхать подальше от дома, они, наоборот, едут отдохнуть домой. Неужели это все только для того, чтобы люди пришли, посмеялись и ушли?

Чтобы хоть немного понять, что скрывается за громкой музыкой, цветными огнями и блестящими костюмами, мы пообщались с Олегом Курдяевым - цирковым артистом, знающим эту «странную» жизнь изнутри. Артист цирка, дипломант Всероссийского конкурса клоунады и эксцентрики в Саратове, является автором уникального номера «Музыканты-эквилибристы», который занесен в энциклопедию циркового искусства.

- Олег, как вы пришли в цирк?

- Цирк - это была моя давняя, детская мечта. Но как прийти к ней, я не знал. Когда учился на театрального режиссера в культпросветучилище, параллельно ходил заниматься в цирковую самодеятельность. Просто многое из цирковых умений мне было интересно. Интересны были танцы, интересно было балансировать на катушках, прыгать на батуте. Тем не менее в цирк я попал поздно, потому что потом была армия, которую должны проходить все мужчины. А после армии сразу "махнул» в Москву и поступил в «Измайлово» - цирковую студию по подготовке новых цирковых номеров.

- Вообще, тяжела жизнь циркового артиста?

- На первый взгляд. Конечно, есть свои сложности и тяготы из-за постоянных переездов. Нас ведь немного, цирковых артистов - примерно две с половиной тысячи на всю Россию (компания Росгосцирка), и мы часто куда-то переезжаем. Здесь месяц побыли - поехали, там месяц побыли - поехали. Если два месяца на одном месте, уже возникает беспокойство: что ж такое, почему никуда не едем?!

- При этом есть проблемы с семьей, воспитанием и образованием детей?

- Практически нет. Как правило, «цирковые» ищут свою вторую половину в своем окружении. Это проще в том плане, что вторая половина также будет переезжать с места на место и понимать, чем ты живешь. Бывает, что, к примеру, парень-акробат женится на «домашней» девушке, и она начинает недоумевать: как же так, только осели и опять эти сумки, баулы, опять куда-то надо ехать. На этой почве часто возникают сложности и, как правило, очень скоро развод. Думая о втором браке, люди уже понимают, что надо среди своих искать. Вот у меня вся семья - «цирковые», и в моем номере они все задействованы. Вообще в цирке в основном работают семьями.

- Как часто дети цирковых артистов остаются работать в цирке?

- Почти всегда. За редким исключением. Поэтому для детей, рожденных «в опилках», - так мы их называем, - цирк - это их дом. Они воспринимают мир из манежа. Ребенок видит, как работают папа с мамой, их знакомые, друзья. Он привыкает, и для него другой жизни уже не существует. У нас в цирке есть семилетний малыш, который жонглирует вместе с папой.

- Успех циркового артиста - в чем он заключается и какой ценой за него платят?

- Ценой многочасовых, многомесячных репетиций, ценой пролитого пота, порой и крови, мы платим за то, чтобы зритель, видя нас, видел только легкость, только силу, красоту и восхищался этим. А что было до выступления - этого уже не должно быть видно. Это и есть любовь к цирковому искусству. Мы к этому идем годами. Ведь чтобы отрепетировать трюк, нужен год, иногда не один. Вот этот номер мой - он делался четыре года. Делал одну пирамиду, вставал на нее, падал, разбивался, понимал, что нужно что-то другое. Путем ошибок, поисков, иногда и "методом тыка» изобретается новое. А зритель видит только блестящую обертку и наши улыбки.

- Что сейчас происходит с цирком? Он как-то развивается?

- Цирк - это очень древний и самый воспринимаемый зрителем вид искусства, и он никогда не умрет. Он развивается, идет постоянный поиск нового. Работают цирковые училища, приходят молодые интересные артисты. Это все живет, все продолжается. Взрослых артистов не пугает вопрос «А что потом, после нас?» У цирка в этом плане все в порядке. Если говорить о тенденции, то сейчас становятся практически невостребованными сольные номера. Отходит громоздкость. Раньше, в советские времена, это было модно - громоздкие номера, реквизитом заполнявшие весь манеж. Это была такая глобализация представления. Все это сейчас отошло. Идет стабильная средненасыщенная программа.

- А какое место в культуре вообще занимает цирк, зачем он, так сказать, нужен? Есть мнение, что цирк призван показать человеку его скрытые физические возможности, о которых он не догадывается. Это так?

- Это так. Потому что артисты цирка - я говорю это, зная цирк изнутри, - рискуют жизнью каждый день. Даже в моем номере есть определенный риск, потому что мы делаем отрывные трюки, переворачиваясь через голову. На мой взгляд, цирк - это синтетическое искусство, оно совмещает в себе практически все виды искусств, которые есть: балет, порой кино, когда проекция на манеж идет, танцевальность, музыкальность, вокал (например, известная Ларита Магометова, которая демонстрирует иллюзионный номер и дает оперный вокал вживую, без микрофона), актерство, все спортивные жанры. Поэтому цирк воспринимается зрителем любого возраста. Есть театральный зритель, есть киношный. А к нам приходят все.

- Российский цирк считается сильнейшим в мире. Как вы думаете, почему?

- Потому что у нас, в отличие от зарубежного цирка, есть профессиональная подготовка цирковых артистов. Есть цирковое училище, есть огромная студия «Измайлово» в Москве. Есть репетиционные базы. Поэтому подготовка цирковых актеров в профессиональном плане, я считаю, у нас грамотнее. Я работал в Европе, там свой подход: артист как сам видит, так и работает на манеже. А мы смотрим все вместе: вот это он «не школьно» сделал, а тут нельзя так, а здесь неграмотно. Поэтому наш цирк и сильнее - потому что он требовательнее к себе и работают в нем профессионалы.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

P.S. Цирковые факты

- Диаметр цирковой арены почти всегда равен 13 метрам.

- Слоны, которых вы видите во время представления, всегда женского пола.

- Цирковые слоны, стоящие в слоновнике, прикованы за ногу цепью - чтобы сильно не резвились.

- Дети цирковых артистов меняют до трех школ в год.

- Цирковых животных от простуды лечат водкой, вином или кагором.

- Чтобы ногти у выступающих слонов были белыми, их покрывают известкой.

- В цирке ни при каких обстоятельствах нельзя сидеть спиной к манежу - это считается неуважением к артистам.

Дата: 19.06.2008, 9:05






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,015625 сек.

Сейчас: 06.12.2016, 9:56
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн