Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / "Ролевики" по жизни
 

Фото с сайта www.justmedia.ru

"Ролевики" по жизни

Работа для многих из нас – больше половины жизни. Немудрено, что там разыгрываются страсти и сюжеты, какие не снились порой самому богатому на фантазию драматургу. Жизнь-театр, работа-театр, где все мы актеры и у каждого своя роль. Только одни идут в «массовку», а другие становятся «первыми любовниками». Почему так происходит, и можно ли сменить свое амплуа?

К слову, ролей «по работе и жизни» психологи выделяют великое множество. Однако все же существуют несколько базовых, характерных для любого коллектива, в первую очередь – рабочего. Об этих ролях, их плюсах и воздействии на коллег, и пойдет речь.

Есть такой анекдот: «Для того чтобы вычислить лидера в незнакомом коллективе, обратите внимание, на чьем рабочем столе лежит пульт от кондиционера».

Лидер - просто лидер, с детства, по призванию, по воспитанию, по самоощущению. Он может быть одновременно и умником, и даже занудой, и отвратительного склада характера (тиран, деспот, сплетник и пр.). Но это все вторично на фоне главного - он тот, кто всегда впереди, именно у него самые эффективные результаты. Лидер также заводила во всякого рода мероприятиях (в том числе офисных мини-революциях и корпоративных мега-гулянках).

- Лидер - не обязательно начальник, руководитель, - рассказывает новосибирский психолог Яна Микрюкова. - Не всякий начальник, к сожалению, является таковым. Конечно, лидеру самое место наверху, поэтому он всегда туда стремится, ярко выделяясь на фоне остальных членов коллектива. Он не боится брать на себя ответственность за свои и чужие действия, он, как стержень, способен вокруг себя сплотить и организовать окружающих, и все будут воспринимать это как должное, кроме таких же лидеров. Наличие в коллективе нескольких лидеров - это хорошо, потому как в честолюбивой борьбе титанов награды в виде высокой результативности труда, как правило, достаются компании.

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Такой или похожий вопрос занимает практически каждый день жизни типа «жертва» («мышь серая», он же «крыса конторская»). Эти люди подобно магниту притягивают к себе тиранов и деспотов. Сосредоточенные на своем внутреннем «я», они постоянно думают по поводу и без. На первом плане у них мир взаимоотношений, а не событий и дел. Любую рабочую ситуацию они воспринимают через призму симпатий и антипатий.

Анна Удочкина, менеджер по кадрам крупной торговой сети Барнаула, вспоминает: «Мне не раз приходилось проводить тренинги с «жертвами». Приходит, допустим, Маша, которая и специалист хороший, и не последнее место в иерархии занимает, и выдает: «А вот Вася Пупкин меня гнобит всячески. У меня руки опускаются, я работать не хочу». Приходится объяснять, что любить Вася может кого угодно, но на проявление симпатий и антипатий Маша не должна обращать внимания. Работу свою она выполняет великолепно, начальство ее уважает и ценит, и это должно быть стимулом к работе».

Жертвы есть почти в каждом коллективе, особенно в большом. Причем, сколько бы мест работы жертва ни сменила, она своего статуса в коллективе не изменит. Анна Удочкина ссылается на свой профессиональный опыт психолога: «Этот психотип всегда будет притягивать к себе негатив в любой сфере: мужа-тирана, соседа-хама, начальника-деспота. Его всегда «обвешивают» на рынке и «обсчитывают» в магазине, причем «жертва» в очередной раз проглотит обиду. В лучшем случае, сходит на прием к психоаналитику. Но завтра опять будет терпеть унижение.

Специалисты говорят, что самое сложное для «жертв», людей взрослых - научить человека полюбить себя, если он никогда этого не делал, не умеет и не хочет. Еще одна трудность перевоспитания таких работников – элементарное отсутствие времени на постоянные психологические беседы с ними.

«Свой среди своих»

Это самый распространенный, многочисленный, неприхотливый и приспособляемый вид обитателя офисов. Этот человек, как правило, всегда весел, все доволен, со всеми дружен и неконфликтен.

Психолог Яна Микрюкова считает таких людей очень важными для любого коллектива: «Это основа, золотая середина, костяк. Они - и не лидеры, и не серые мышки, знают себе цену, имеют четкие цели. Это самые лучшие исполнители, но не руководители. Такие люди сами подстроятся под предлагаемые условия и будут весьма продуктивно работать. Главное для руководителя - не ошибиться, пытаясь вытянуть середничка в руководители. Даже если он отлично выполняет свои функции, это не значит, что также замечательно он будет кем-то руководить или выдвигать собственные идеи».

«Гори, гори, моя звезда!»

Впрочем, жизнь-театр находится в постоянных переменах. К традиционным ролевым типам в последнее время психологи и другие специалисты по взаимоотношениям добавляют еще один.

- «Звездой», как правило, бывают женщины, - говорит Анна Удочкина. – Хотя надо признать, что в последнее время в обществе меняется привычное деление на «мужское» и женское»; в офисах все чаще стали встречаться и «звезды»-мужчины. На первом плане у них имидж: только брендовые вещи, будь то авто, костюм, украшения или простая ручка. Работа обычно у них приложение, хотя и солидное. Бывает, сидит такое вот голубоглазое белокурое чудо каким-нибудь начальником отдела PR в солидной компании, а делают за нее все подчиненные, потому как она с двумя высшими папой купленными образованиями «ни в зуб ногой». А должность ей такая положена только потому, что она – «звезда»! Кстати, психологи говорят, что в последнее время «звезды» стали мутировать, особенно ярко это заметно среди мужчин. У них появился новый тип – «лидер-звезда», в котором сочетаются черты упомянутых ранее ролей, со всеми их плюсами и минусами.

В этой мутации, как говорят психологи, наиболее ярко проявилась тенденция последнего времени - смешение ролей, их перетекание из одной в другую. И опытные руководители , замечая эти перемены, также стараются управлять своей командой. Очень важно, к примеру, помочь потенциальному лидеру из «своих», «середнячков», выйти на новый уровень. Можно, допустим, предложить ему совместно с руководством расширить сферу его деятельности. Также нужно найти плюсы «жертвы», часто первоклассного специалиста, и пойти на затраты времени и сил, чтобы он постепенно сменил свою социальную роль и смог приносить пользу не только себе, но и окружающим.

Ирина Карпова, специально для Sibnet.ru

Дата: 14.05.2008, 11:10






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0166 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,01660156 сек.

Сейчас: 04.12.2016, 2:48
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн