Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Задушить критика
 

Иллюстрация с сайта с сайта wikimedia.org

Задушить критика

Если советская молодежь добывала свой хлеб серпом и молотом, то теперь для молодых и продвинутых хлеб – это креатив. Но когда он становится обязанностью и предметом конкуренции, поневоле задумаешься о творческой активности. Что мешает одаренным людям свободно творить, как повысить свою креативность и насколько важны здесь допинги, знает теперь корреспондент Sibnet.ru.

Как мы слышали много раз, сегодня миром правит реклама. А также маркетинг, пиар и СМИ. Стало быть, миром правят маркетологи, журналисты, копирайтеры, рекламщики, пиарщики, дизайнеры… Все эти творческие люди (несомненно, одаренные в очень разной степени) отличаются от художников или музыкантов одной принципиальной вещью: для них творчество – часть должностных обязанностей. Видимо, потому для этого «хлебного» творчества и существует другое слово – «креатив».

Что у тебя в голове?

Креатив не подразумевает наличия вдохновения или некой капризной музы, которая опустится на плечо и тут же родится шедевр. Креатив должен происходить постоянно, с девяти до шести, иногда без выходных. Только получается это далеко не у всех. Оказалось, со степенью одаренности эта проблема не имеет ничего общего. Дело здесь в присутствии в наших головах чего-то или кого-то лишнего. Например, ограничений, поставленных нам в детстве «добрыми» друзьями и родителями.

- Когда человек творит, он проявляет свое «я», - говорит психотерапевт Константин Дуплищев. - А теперь вспомните, когда человеку в социуме разрешено проявлять свое «я», когда это приветствуется? Пожалуй, лишь когда он рождается и кричит. В остальном с раннего детства его проявления своей сущности четко ограничиваются. И с течением жизни – от родителей и школы до института и рабочего коллектива - реакция на это проявление все более жесткая. В итоге творческое начало, которое непосредственно связано с проявлением «я», может быть подавлено.

По мнению Константина, многие творческие люди прибегают к употреблению алкоголя и наркотиков именно для того, чтобы «искусственно» убрать из головы вбитые в нее ограничения, выйти за их рамки. Ведь сломать эти блоки самостоятельно практически невозможно. Больше повезло тем, у кого нет этих ограничений, или они не такие жесткие – у таких людей не возникает потребности «употреблять», чтобы полностью реализовать все, чем одарило их небо.

Другой психотерапевт, Игорь Лях, говорит об этих ограничениях и блоках более конкретно: они проявляются в виде критика, который сидит в голове и «лажает» все, что ты делаешь.

- Самые сложные вещи в творческом процессе возникают на этапах создания и критики, - объясняет психотерапевт. - То есть, ты что-то придумываешь, а потом сам же это критикуешь, создаешь – критикуешь. И если критическая часть сильно развита, то творить человеку очень сложно, этот процесс его переутомляет и приводит к внутреннему конфликту.

В этом смысле эксперт оценивает употребление творческими людьми психогенных средств, как бегство от злобного критика, способ заставить его на время замолчать. «К примеру, алкоголь немного транквилизирует и расслабляет, поэтому человек начинает проявлять эмоции более свободно, - говорит психотерапевт. – Появляется некая разница между самим действием и его осознаванием, то есть, уровень самокритики снижается. Это и дает иллюзию, что под действием каких-то психотропных веществ креатив «прет». Но я могу сказать, что этот эффект достижим и без них».

Ритуальный креатив

«Затюканные» в детстве строгими правилами и жесткими авторитетами творцы только и делают, что ищут новые способы задавить своего «критика». И у тех, кто занимается этим постоянно и добросовестно, начинают вырабатываться свои приемы и способы. К примеру, в начале XX века поэт Андрей Белый лучше всего писал стихи, свесившись с лошади головой вниз и глядя на полную луну. У креативщиков все не так эпатажно – им важно время суток, обстановка, наличие или отсутствие рядом коллег.

- Я, например, курю и люблю кофе, - рассказывает дизайнер коммуникационной группы «Петра» Максим Гагаркин. - Курить, работая или работать, куря мне намного комфортнее, чем бегать в курилку. Кофе я выпиваю по пять-шесть кружек в день, так как не люблю сонливое состояние. Чтобы «родить» что-то интересное, должна присутствовать бодрость. Ну и время суток тоже влияет, основная активность для творчества у меня наступает ближе к вечеру, а то и ночью, когда появляется возможность полностью погрузиться в процесс.

Для копирайтера Елены Сафроновой, наоборот, самые плодотворные минуты – это минуты мозгового штурма, когда идет общее обсуждение проекта. Среди потока шуток и самых безбашенных идей она всегда найдет, за что «зацепиться», чтобы выдать потом сверхкреатив.

- Это тот процесс либо та обстановка, в которых уровень критики снижается, и свободы для творческого либидо становится больше, - поясняет Игорь Лях. – И если у тебя хорошо «идет», когда ты сидишь в определенном месте, с определенным антуражем, освещением, вплоть до кофе определенной температуры в левой руке, – окей, ты можешь этим пользоваться. Это твой творческий ритуал, и соблюдая его, ты стабилизируешь свой творческий процесс. Иногда даже сам факт того, что он соблюден, и все готово для свершения творческого акта, способен даст человеку творческую свободу, уверенность и комфорт.

Однако критик в нашей голове не так прост, ибо гнобит он не только наши креативные порывы, но вообще все, включая нашу внешность. Как отмечает Игорь Лях, есть люди, которым творчество стало более доступным после того, как что-то изменилось в их теле, к примеру, они похудели. «Казалось бы – какая связь? – говорит врач. – А связь через пресловутую критику. Чем она сильнее, тем менее доступно творческое состояние, называемое у нас вдохновением».

Чтобы творить, надо творить

Самое страшное, что может приключиться с креативщиками – это творческий кризис, то есть период, когда ты в ступоре, а творить все равно надо. «Творческий кризис действительно существует, и я его боюсь, - признается Максим Гагаркин. - Наступает он по разным причинам: когда работаешь долго с одним и тем же клиентом, когда сильно устаешь или неудачи в личной жизни, когда не видишь перспектив… Но простаивать креативу нет возможности, поэтому выбираюсь, как могу – занимаюсь самовнушением, смотрю работы других людей, иногда и просто отключаюсь от процесса».

По словам Игоря Ляха, Максим все делает правильно. Если случился кризис жанра – значит, в мозг перестала поступать новая информация, либо психо-эмоциональная система покрылась болотной тиной. Поэтому нужно гулять, общаться с людьми, менять обстановку.

- Только нужно помнить, что слишком много нового для творческого человека не менее вредно, чем слишком мало, - предупреждает Игорь Лях. - Потому что тогда мозг будет занят не созиданием, а переработкой поступившей информации. Кроме того, творческим людям противопоказано перерабатывать - слишком большие ресурсы психики при этом задействуются - так что воспринимайте творческие кризисы как возможность отдохнуть. Но не надолго: чтобы хорошо творить, нужно творить, и почаще.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Дата: 04.04.2008, 8:00

Схожие новости по теме:

В Москве задушили известного тележурналиста
Мать задушила ребенка, мешавшего ей пить водку
В Австралии девочки из интереса задушили подружку
Задушившего бобра белоруса отдадут под суд






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 6 Время: 0 сек.

Сейчас: 11.12.2016, 5:17
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн