Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Сто граммов грамотности
 

Иллюстрация с сайта www.livejournal.com

Сто граммов грамотности

Преподаватели вузов в панике: выпускники школ элементарно безграмотны. Работодатели, принимающие на работу молодых специалистов – вчерашних студентов - зачастую вынуждены проводить с ними ликбезы. Неумение правильно писать и говорить – миф ли это? И откуда идут эти навыки?

Маленький лоб заведующих азбукой

Как ни крути, но старая советская школа лепила из своего гражданина «космонавта», всё знающего и умеющего. Постсоветские времена дали трещину. Старшее поколение, учителя предпенсионного и пенсионного возраста, за гроши работающее в школе, зачастую не могло достучаться до учеников и все их педагогические усилия уходили в пустоту. В некоторых школах, особенно так называемых «элитных», роль наставников порой переходила к новоиспеченным или просто подвернувшимся специалистам — совсем неважно, с какими отметками в дипломе. Ситуация не изменилась и в наши дни: «элитное» учебное заведение отнюдь не показатель грамотности самих учителей и, соответственно, не гарантия того, что они какую-то грамотность до детей донесут.

- Это не придуманная история, - рассказывает Анна Сёмина, преподаватель одной из гимназий Барнаула. – Одно из заданий для наших детей — анаграмма, когда необходимо составить как можно больше слов из букв предложенного слова. Слово, предложенное молодой преподавательницей – «колобок». Когда после слов «кол», «бок», «лоб» у детей иссякла фантазия, учительница возмутилась: «А как же лобок?». Все были в недоумении, а один мальчик без задней мысли спросил: «А что такое «лобок»? На что ничуть не смутившаяся учительница ответила: «Ну, как же – это маленький лобик…» После этого случая родители моих подопечных приходили ко мне с вопросом, чему их детей учат на уроках русского языка. Были и другие комичные случаи, подтверждающие безграмотность учителей, в том числе и более старшего поколения, даже и учителей высоких категорий.

Можно вывезти девочку из деревни, но нельзя вывести деревню из девочки

Если бы в процессе языковой деградации была виновата только слабая школьная подготовка, с этой бедой можно было справиться сообща. Но факторов, плодящих безграмотность, гораздо больше. Например, устоявшиеся провинциальные, внутрисемейные слова, речевые обороты, от которых человеку бывает сложно избавиться на протяжении всей жизни. Порой это – давайте говорить прямо – и просто низкий культурный уровень в отдельных семьях, который усваивается подсознательно, но прочно. Выбить его потом очень трудно.

- У нас работала секретарь, лицо фирмы, так сказать, - рассказывает HR-менеджер новосибирской консалтинговой компании Алена Бахтина. – У девушки был школьный аттестат с отличием и два красных диплома о высшем образовании. Грамотности ей все эти корочки не добавили. Когда она общалась по телефону с клиентами, контрагентами. В порядке вещей было услышать: «Поторопитеся, а то мы до пяти работаем» и прочие перлы. На все замечания девушка реагировала болезненно, а поставленную перед глазами, разработанную на основе ее ляпов, табличку правильных произношений она попросту игнорировала, заявляя, что так говорить неудобно.

Макулатурная культура

Многие филологи и культурологи винят интернет с его засильем безграмотности и искусственным навязыванием новых сленгов, что еще больше отрывает молодежь от истоков родного языка, опрощает их и без того малограмотную речь. Однако томский филолог Анна Королева считает, что все обвинять Интернет, как таковой, не надо:

- Скорее, виновно то, что дети сейчас мало читают хорошей классики и книг, написанных специально для их возраста. Передо мной пример младшего брата: он вырос на детских детективах и фэнтези, написанных уже нынешним языком, часто не очень грамотным. Сейчас ему 19 лет и он вообще не читает книги, на уме только компьютер, интернет и геймерство.

Кроме того, трудно винить тех, кто видит и слышит безграмотность отовсюду, впитывая сленги, просторечие и элементарное незнание языка. Безграмотность «вырывается» из радиоприемников и льется с телеэкранов, став уже тенденцией.

- Я работаю в СМИ, - рассказывает новосибирец Павел Стяжков. - Мне вдвойне обидно и неприятно, когда люди, называющие себя журналистами, позволяют себе допускать ошибки. Например, на роль радиоведущего можно попасть неизвестно откуда, всего лишь имея приятный тембр голоса и подвешенный язык. И получается потом, что весь город слушает элементарную необразованность из уст человека, который, сидит перед микрофоном. И пока культуру нам несут такие гламурные мальчики и девочки, мы будем свято верить в то, что глянцевые журнальчики можно купить в «киосоке», «вылезя», а еще лучше «вылазия» на станции метро Площадь Ленина, и нести этот журнальчик «в подмышке», а не «под мышкой».

Можно ли с этим бороться? Специалисты-языковеды говорят, что не все так просто. Преподаватель филологического факультета Томского университета Оксана Царегорцева вспоминает о прошедшей в городе акции:

- Одна моя знакома, тоже филолог, пару лет назад вместе с компанией единомышленников проводила акцию «Чистое слово», пафос которой – хождение в народ. Добровольцы заходили троллейбусы и трамваи и устраивали что-то типа мини-лекций. Это, кстати, очень хорошо воспринималось людьми: они с удовольствием задавали вопросы, в основном из цикла «а как будет правильно – так или так?» или «а где ставится ударение в этом слове?» Лично я считаю, что это всё интересно, но реальной пользы не принесёт. Такие процессы должны регулироваться не снизу, а сверху. Должна быть глобальная государственная политика повышения культуры языка.

А пока… Пока нам никуда не деться от того, что есть. В конце концов, грамотность это одно, а отношения между людьми – другое. Как сказала одна дама, филолог-русист, о своем мужчине: «Да, он «лОжит» и «позвОнит» - и я с этим мирюсь. Потому что это не главное – ведь он хороший, работящий и руки золотые. А научить говорить правильно – не проблема, это только вопрос времени».

Ирина Каримова, специально для Sibnet.ru

Дата: 27.02.2008, 8:00

Схожие новости по теме:

Авторитетный Пузырь прокололся на 40 граммах гашиша
Мощность взрывчатки, взорвавшейся в автомобиле, составила 400 граммов
Мощность бомбы, взорвавшейся в автомобиле, составила 500 грамм






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2016, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2016

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 6 Время: 0 сек.

Сейчас: 07.12.2016, 21:24
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн