Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Выбор есть
 

Выбор естьИллюстрация с сайта corp.cnews.ru

Выбор есть

В Новосибирске состоялся ставший уже традиционным форум бизнес-лидеров "Инновации для бизнеса". На этот раз, собравшись вместе, инвесторы и инноваторы меньше времени уделяли философии, зато успели дотошно разобрать технологию получения венчурной помощи.

За последние два-три года в России удалось сформировать довольно разветвленную инфраструктурную систему поддержки наукоемких проектов — от бизнес-инкубаторов до государственных и частных фондов прямых инвестиций, а также специальной секции рынка инноваций и инвестиций на ММВБ. О том, как молодой инновационной компании разобраться в этом море предложений и что предпочесть для коммерциализации своей бизнес-идеи, шла речь на нескольких сессиях форума.

Главными спикерами предсказуемо оказались два крупнейших российских инвестора в области инновационной экономики — РОСНАНО и Российская венчурная компания (РВК). Ян Рязанцев, директор по инвестициям РВК, рассказал собравшимся, что за последние три года положение компании радикально изменилось. Если раньше ее эксперты по рукам и ногам были связаны "пропиской и регистрацией" интересных проектов, то теперь, в соответствии с новой инвестиционной политикой компании, она может вкладывать средства в развитие технической или интеллектуальной собственности, принадлежащей или приобретенной российскими гражданами и находящейся либо в их прямом управлении, либо в управлении посредников в России или за рубежом.

По словам Рязанцева, на сегодня РВК инвестировала всего около 15% средств, находящихся в ее управлении. А значит, денег хватит еще многим отечественным инноваторам. Причем от номинантов, помимо гениальной идеи и высоких коммуникационных возможностей компетентной команды, практически ничего не требуется. Заявки могут подаваться в свободной форме, РВК не настаивает даже на наличии оформленного права собственности на изобретение. А вот план создания защитных механизмов для будущих объектов права — иметь на руках необходимо, причем желательно в мировом масштабе.

Кендрик Уайт, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Marchmont Capital Partners (США–Россия), подталкивая предпринимателей инвестировать в start up, не мелочился: "Умные люди из Golden Sachs планируют свои инвестиции на 50 лет вперед, горизонт планирования китайских властей составляет 50–60 лет — вот почему они добиваются столь заметных успехов". По мнению Уайта, на каждом этапе развития бизнеса он опирается на разный тип инвесторов. Если на этапе научной идеи основные средства исследователь получает в виде грантов, за счет поддержки родственников и друзей, то по мере оформления своих мыслей в бизнес-идею настает черед бизнес-ангелов, как правило, предвосхищающих приход венчурного капитала.

Борис Ивлев, глава Новосибирского областного венчурного фонда, в свою очередь рассказал о стене взаимного непонимания, что стоит на пути продуктивного сотрудничества инноваторов с бизнес-ангелами. Первые не понимают специфики работы инвесторов и не готовы делиться собственностью, вторые опасаются вкладывать деньги в плохо оцененный бизнес, не обладая контрольными полномочиями.

Бизнес-ангелы — как правило, частные лица, готовые рисковать собственным капиталом, и это объясняет специфику их подхода. "Бизнес-ангелы всегда рассчитывают на многократно обгоняющую рынок прибыль, — объясняет Кендрик Уайт. — Скажем, они готовы инвестировать 100 тысяч долларов и рассчитывают получить 100 миллионов. Но что они получают взамен своих денег? Бизнес-план? Нет! Инвестпредложения? Нет! Просчитанный финансовый модуль? Нет! Ангел "зарывается" в новый бизнес, сам подбирает команду, просчитывает ее финансовое будущее, занимается "упаковкой". А в конечном счете — передает фирму венчурному фонду, который уже не верит интуиции, а больше любит цифры". В качестве образца для подражания Уайт упомянул Бена Коула — бизнес-ангела, который дал первые деньги "Яндексу". Бен до сих пор остается председателем совета директоров компании, а срок его инвестиции превысил 20 лет. Но он поддерживает компанию на каждом этапе ее развития и выйдет из бизнеса только в момент IPO.

Большинство, конечно, не готово ждать 20 лет. Скажем, Дмитрий Трубицын, генеральный директор компании "Аэросервис" (Новосибирск), дошел до необходимости проведения IPO за три года. В 2007 году он и его товарищи бросили аспирантуру НГУ, решив, что "чистая наука" — не единственный способ реализации амбиций. Сформировали команду, привлекли первые пять миллионов рублей. Причем, по словам Трубицына, на подготовку к встрече с бизнес-ангелом у них ушло меньше месяца. Сегодня "Аэросервис" занимается разработкой и производством систем комплексной очистки воздуха в содружестве с академическими институтами из России и Германии. Сотрудники компании закрывают огромный фронт работ — от приточной вентиляции в городах со сложной экологией до очистки от табачного дыма автомобилей и обеззараживания воздуха в медучреждениях. В прошлом году, оставаясь резидентами технопарка в Кольцово, они перевели офис продаж в Москву.

Собственно, для развития базового направления им уже не нужны инвестиции. Но они задумали новое — производство индивидуальных систем приточной вентиляции, которые устанавливаются на стадии монтажа пластикового окна и обеспечивают приток чистого подогретого воздуха даже при закрытом окне. Стратегический партнер найден — компания БФК, но необходимы еще солидные и достаточно рисковые инвестиции в закупку производственной линии и разработку пресс-форм. Дмитрий планирует привлечь средства благодаря IPO на площадке "Рынок инноваций и инвестиций" при ММВБ. Компания уже реорганизована из ООО в ОАО, составлен стратегический бизнес-план, оформляются международные патенты разработок.

Тему подхватил Евгений Евдокимов, исполнительный директор по инфраструктурной деятельности корпорации РОСНАНО. Он задал залу вопрос: "Как выбрать между биржей и прямым инвестором?" И тут же сам ответил. Конечно, сегодня разница между ними не столь радикальна, как раньше. С одной стороны, инвесторы на рынке прямых инвестиций работают в очень широком диапазоне — начиная с самого раннего посева и заканчивая финансированием рыночной экспансии компаний на уровне 100 млн долларов и больше. С другой, биржевые структуры, расширяя рынок охвата, опускают планку все ниже и ниже. Сегодня на бирже можно поднять суммы вплоть до самого раннего посева — это десятки тысяч долларов. Просто надо отдавать себе отчет, что биржи, венчурные фонды и бизнес-ангелы —  отличающиеся категории инвесторов, а разные продукты требуют разных же упаковок. "На бирже вы работаете с широким кругом инвесторов, причем они не предполагают участия в оперативном или стратегическом управлении компанией, — говорил Евдокимов. — Они полагаются на оператора биржи или агента и прозрачность компании. Прямые инвесторы, наоборот, планируют оказаться в совете директоров. Для них это smart-money, и они требуют контроля или частичного контроля".

Его поддержал Олег Елшин, исполнительный директор компании "Ист Коммерц" (Москва), напомнив, что из 42 компаний из стран СНГ, вышедших на рынок альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (AIM), лишь 12 имели капитализацию выше 100 млн долларов. Специализированная биржевая секция сегодня максимально идет навстречу компаниям и не выдвигает жестких требований ни к котировальной истории, ни к минимальной рыночной капитализации, ни к минимальному размеру free-float. По его мнению, компании стоит делать IPO в момент, когда она представляет equity story —  то есть растущий бизнес c большими перспективами роста, не дожидаясь кратного увеличения своей капитализации. В этом как раз ему поможет IPO.

Итог же получился следующим. Если руководство компании считает, что ему не нужны умные инвесторы в совете директоров, если оно готово пойти на реструктуризацию, нести дополнительные расходы по обеспечению прозрачности и соответствия всем процедурам биржи, но хочет сохранить в своих руках управление развитием компании — тогда ему стоит подумать об IPO. Если же компания готова поделиться компетенцией в управлении, а взамен получить мощный импульс к дальнейшему развитию — тогда ее путь лежит на рынок прямых инвестиций.

Антон Веселов

Материал предоставлен редакцией журнала "Эксперт Сибирь".

Дата: 10.03.2010, 0:02






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 4 Время: 0 сек.

Сейчас: 19.04.2024, 21:10
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella