Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Сплавить все проблемы
 

Фото новосибирского туристического клуба "Кедр"

Сплавить все проблемы

Для любителей активного отдыха месяц май – начало захватывающего сезона сплавов. Катунь, Бия, Сема, Чуя, Челушман – в звучании имен алтайских рек как будто отразилась их природа. Быстрые, шумные, сильные и веселые, они не упустят момент доказать вам, что на воде вы имеете дело с опасной стихией. Получить дозу адреналина без проблем? Вполне возможно! ФОТО

Многим офисным работникам в свой законный отпуск хочется ощутить себя эдаким первопроходцем - покорителем необузданной природы. Вот только далеко не все оказываются реально готовыми к трудностям – и уж тем более опасностям. Неудивительно, что есть и печальная статистика всевозможных ЧП на сплаве. По данным Главного управления МЧС РФ по Республике Алтай в прошлом году, в период с мая по октябрь, было зарегистрировано 23 происшествия с туристами, 20 из них – на воде. Однако реальное количество происшествий, очевидно, превосходит официальные цифры.

- Катунь лет десять назад считалась очень серьезной рекой. Потом, когда по ней пошли все подряд, категорию понизили, но от этого река проще не стала, – предупреждает гид-проводник международного класса Юрий Скородумов. – Последние годы из-за высоких паводков сплав даже по Нижней Катуни небезопасен для жизни. Это большой объем воды, очень сильное течение, есть достаточно сложные препятствия, их надо знать. Так что, если вы не готовы к серьезным испытаниям, лучше на нее не идти или выбирать такой период, когда вода небольшая.

Опытные сплавщики давно подметили потенциальные опасности. Так, кандидат в мастера спорта по водному туризму Артем Ковалевский делится своими наблюдениями:

- Обыкновенно люди тонут в быстроводных горных реках из-за того, что бьются о камни. На Катуни «покатушки» для новичков-любителей обычно начинаются там, где вода переходит из среднего в нижнее течение, с так называемых «пней». Порог Тельдек-Пень – достаточно опасное место. Воронки среди камней легко могут затянуть человека вместе со спасжилетом и неизвестно когда выкинуть. А вот дальше никаких камней вроде нет, спасжилет не даст вам утонуть, зато без гидрокостюма можно быстро переохладиться, пока вас будут догонять и вылавливать. Температура воды там и в жару не поднимается выше +15°С.

Впрочем, чтобы новичку оказаться за бортом, надо сильно постараться и серьезно нарушить правила техники безопасности. Хотя, конечно, лучше заранее быть готовым к любой ситуации. В Новосибирской области у новичков есть прекрасная возможность потренироваться на воде еще весной. В марте-апреле месяце турклубы Новосибирска начинают проводить тренировочные походы выходного дня по водным маршрутам рек Шипуниха и Буготак. Летом сплавляться там невозможно, речки слишком мелкие – но весной их покорение считается походом 1-й категории сложности и серьезных препятствий хватает. К примеру, иногда к моменту сплава река Буготак еще не успевает оттаять и для окончания маршрута приходиться совершать пешие переходы по весеннему льду. Под началом опытного руководителя такие испытания готовят к более серьезным майским походам по Бии и Катуни.

Конечно, проходить такую школу готов далеко не каждый поклонник активного отдыха. Во избежание внепланового экстрима на сплаве человеку неподготовленному достаточно усвоить три нехитрых правила.

1. Инструктор – воистину царь

- Отправляющая фирма не имеет права требовать у вас ни справок о состоянии здоровья, ни оформление страховки. Все ее замечания носят чисто рекомендательный характер, - отмечает менеджер туристической компании Каткова Мария. - При этом фирма проводящая, в лице гида-проводника, будет оценивать вашу сплав-пригодность с куда большим пристрастием. Так что, если вы страдаете отдышкой и беспрестанно хватаетесь за сердце, или у вас сломана рука, ваш возраст слишком нежен для предстоящих испытаний или просто сегодня вы «в сосисочку» – гид вполне может отказать вам в водной прогулке. И никакие «уплочено!» здесь не помогут.

2. Снаряжение – залог безопасности

Профессиональные «сплавцы» подходят к этому делу очень серьезно. «Человек должен быть одет так, чтобы ему ничего не было страшно, – объясняет Артем Ковалевский. – Теплый шерстяной костюм, затем гидрокостюм, а сверху защитный, чтобы не повредить «гидрач». Спасательный жилет обязательно должен быть надувной. Его грузоподъемность – 20 кг и «на плаву» он удержит человека весом хоть 100 кг. На голове сплавщика должна быть каска, на шее – нож: это тоже обязательный элемент снаряжения. На сплаве приходится работать с веревкой и, если вас вдруг захлестнуло концом или вы запутались при перевороте катамарана, ее нужно быстро обрезать. Обувь – кеды или резиновые сапоги».

Для сплавщика-любителя, конечно, подойдет экипировка и по сокращенной программе: теплый спортивный костюм и нетяжелая обувь на пару размеров побольше – чтобы налезла на шерстяные носки - и гидрокостюм. Спасательный жилет, каску и, если это весенний сплав, гидрокостюм вам обязана предоставить проводящая фирма.

3. Главный гарант удачного отдыха – вы сами

В состоянии беспредельного счастья и радостного ожидания человек теряет контроль, пожалуй, даже чаще, чем в экстремальной ситуации.

- Людям хочется адреналина и некоторые нечистые на руку «организации» спекулируют на этой игре гормонов, – говорит инспектор по информации ГУ МЧС России по Республике Алтай Светлана Ляшко. – За прошлый сезон только в районе реки Катунь было выявлено более 20 серьезных нарушений по правилам эксплуатации судов и обеспечения безопасности пассажиров.

К слову, сплав туристической группы на рафте стоит около 5 тыс. руб. в час. Это деньги немаленькие, и фирму, работающую «в черную», несчастные случаи не останавливают. Так что, прежде чем впадать в эйфорию, попытайтесь выяснить для себя: кто, в чем и на чем собирается вас сплавлять. Юрий Скородумов дает несколько советов:

- На берегу осмотрите и проверьте снаряжение (добросовестный инструктор будет вам в этом активно содействовать) – оно должно быть в полном порядке: все ремешки, замочки, карабинчики – на месте и исправно работают, выглядит вполне опрятно. Точно также само сплавсредство – оно не должно походить на утлое суденышко. Гид-проводник приличного туроператора всегда помечен бейджиком. На нем указана его квалификация, выпускающая школа или хотя бы спортивный разряд». Он должен ознакомить вас со всей необходимой документацией, провести инструктаж о правилах поведения при сплаве еще на берегу, а не в тот момент, когда рафт уже перевернулся.

В Главном управлении МЧС по Республике Алтай убедительно рекомендуют в целях обеспечения вашей безопасности:

o регистрироваться в поисково-спасательном подразделении МЧС России в случае планирования прохождения категориальных маршрутов;

o оформлять страховку – на случай привлечения авиации для выполнения медико-транспортировочных работ;

o рассчитывать свои силы и возможности при выборе маршрутов;

o прибегать к услугам квалифицированных инструкторов и гидов-проводников, имеющих соответствующие подтверждающие документы.

Более подробную информацию о правилах регистрации вы можете получить на сайте МЧС России по Республике Алтай www.mchs.altai-republic.ru , а все необходимые для регистрации сведения выслать электронной почтой через Главное управление МЧС России по Республике Алтай на адрес: mchs_ra@mail.ru.

Дарья Шарко, специально для Sibnet.ru

Фото предоставлены новосибирским туристическим клубом "Кедр"

Дата: 25.04.2008, 8:00






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 4 Время: 0 сек.

Сейчас: 27.04.2024, 14:31
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella