|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Сеющие ветер
Сеющие ветерРозничные сети налаживают отношения с поставщиками с помощью кнута и пряника. Проблема взаимоотношения сторон настолько фундаментальна, что решить ее может только увеличение конкуренции между сетями. Пессимистические ожидания экспертов относительно снижения покупательской способности населения и снижения оборотов розничной торговли оправдываются. Повсеместно наблюдается смещение потребления в пользу средних и низких ценовых сегментов. Очень сильно упал спрос на дорогостоящие товары длительного пользования, да и в целом на непродовольственные товары в пользу продовольственных. "Наиболее стабильной остается ситуация со спросом на базовые продукты питания, и в целом более устойчивыми к влиянию кризиса по всем группам товаров остаются низкие ценовые категории", — отмечает аналитик ИК "Финам" (Москва) Максим Клягин. Сибирская розничная торговля не осталась в стороне. По состоянию на конец августа 2009 года по сравнению с прошлогодним августом обороты продовольственной розницы сократились на 14,3%, непродовольственной — на 15,6%. На фоне падения, которое наблюдалось и в конце прошлого года, резко обострились взаимоотношения сетей с контрагентами. К традиционно подвергающимся критике дополнительным платежам добавились неплатежи сетей своим поставщикам, что сказалось и на ассортименте магазинов. В закредитованной рознице начинаются активные сделки по слияниям и поглощениям. Причем покупателями, как правило, становятся непрофильные инвесторы, зачастую активы просто переходят кредиторам. Вагонные споры Взаимоотношения с поставщиками всегда были обсуждаемой темой на рынке ретейла. Тема эта муссируется и политиками, и рядовыми предпринимателями, она актуальна для всех розничных сегментов. Пресловутая плата за полку, комиссии за расширение сети, выражающиеся в процентах от оборота, никогда контрагентам ретейлеров не нравились. "В последнее время с учетом пресловутого кризиса появилось несколько новых обращений от кредиторов по работе с торговыми сетями. При этом мы замечаем, что кризис больше коснулся федеральных, чем местных ретейлеров — последние, наоборот, в таких условиях лишь укрепили свои позиции. Так, по двум известным межрегиональным сетям мы уже провели взыскания, от взыскания с третьей отказались — там дела и так шли к банкротству. Сейчас взыскиваем с ООО "Сибирь-Торг" (работающего под маркой "Патэрсон") очень маленький долг, тем не менее сеть не может его вернуть вот уже два года», — рассказывает директор коллекторского агентства РОВД (Барнаул) Иван Шеко. Нерешенность проблемы отмечают и сами поставщики. "В лучшую сторону взаимоотношения с сетями не поменялись. Сегодня стабильно платит только "Мария-Ра", чем она активно пользуется, навязывая поставщикам свои условия сотрудничества. Нормально платят и мелкие, незакредитованные сети", — отмечает директор оптовой компании "Раут Лтд" (Барнаул) Андрей Галушко. С другой стороны, мелкие магазины тоже могут быть источником повышенных рисков, признает он. Нередко хозяева таких торговых точек в случае финансовых проблем просто закрывают бизнес с долгами и открывают новый. Представители сетей, впрочем, серьезность ситуации не признают. "Такие конфликты актуальны в целом всегда, и это зависит от желания и способности договариваться, а не от мирового финансового кризиса", — отмечает исполнительный директор сети магазинов "Посуда Центр" (Новосибирск) Игорь Васюков. "Если речь идет об отсрочках платежей, то могу заверить, что "Ашан" в России работает так же, как и во всех странах. Есть контракт с поставщиками, который определяет права и обязанности каждой стороны, там прописаны и сроки платежей. По этим условиям мы договариваемся с поставщиками ежегодно. Обе стороны ставят свои подписи, подтверждая, что условия контракта устраивают каждую, поэтому конфликты неуместны. По отсрочкам у нас принят дифференцированный подход по различным видам продукции. Учитываются такие факторы, как срок реализации тех или иных товаров и издержки магазинов, связанные с хранением товаров", — говорит член совета директоров "АШАН Россия" (Москва), директор по контролю управления Людовик Олинье. А генеральный директор Торгового двора "Аникс" (Бийск) Юрий Никитин признает, что подобная проблема на рынке существует, хотя и отмечает, что она оказалась даже на руку стабильно платящим сетям: "Вся эта ситуация с неплатежами нам даже помогла. Поставщики уходили от других розничных сетей, искали надежных партнеров и в итоге нашли их в нашем лице". В то же время примеров, когда подобные конфликты принимали публичную форму, в России предостаточно. Можно, например, вспомнить июньский конфликт "Техносилы" с поставщиками из Panasonic, Sharp, Whirpool. Или историю в Алтайском крае, когда участники Алтайской алкогольной ассоциации заявляли о приостановке поставок спиртных напитков в сеть "28 апельсинов". Так или иначе, эксперты считают, что конфликты с поставщиками в настоящий момент актуальны для большинства сетей. Но продовольственной рознице повезло чуточку больше. Падение здесь оказалось менее глубоким, а оборачиваемость средств выше, чем в непродовольственной рознице. Очевидное последствие конфликтов — сокращение ассортимента во многих сетях. "Многие поставщики пересмотрели свои риски и доходность при работе с сетями, поэтому решили выйти", — говорит Игорь Васюков. Многие участники рынка отмечают, правда, что свою роль здесь сыграла и оптимизация затрат, хоть и в меньшей степени. "Снижение ассортимента в некоторых магазинах началось, думаю, для оплаты поставщикам. А потом уже сети начали задумываться о сокращении ассортимента для оптимизации расходов", — считает Юрий Никитин. Компании идут на существенные и долгосрочные скидки для ускорения товарооборота и возможности оперативных расчетов с поставщиками. "На фоне дефицита ликвидности большинство игроков розничного рынка заинтересованы в оперативной реализации товарных запасов, так как даже с учетом некоторого снижения собственной маржи в результате существенного дисконта они получают необходимые средства для финансирования оборотного капитала, то есть для расчета с контрагентами за предыдущие поставки и так далее. Это оказывает давление на показатели рентабельности ретейлеров, однако позволяет им избежать проблемы "пустых полок", сохранить потребительский трафик и лояльность покупателей. Подобная практика сейчас широко распространена во всех сегментах розничной торговли", — говорит Максим Клягин. Оптом и в розницу "К сожалению, многие торговые сети, я говорю не только о продуктовых, ушли и продолжают уходить с рынка. Особенно кризис задел компании, активно использовавшие заемные средства. Некоторым ретейлерам удалось оптимизировать работу: кто сократил персонал, кто — инвестиции, кто нашел новые источники финансирования, многие сети заморозили долгосрочные дорогостоящие проекты, снизили планируемый объем капзатрат, отказались от открытия новых магазинов. И не стоит забывать, что кризис еще пока не закончился", — говорит Людовик Олинье. В текущем году на рынке ретейла действительно наблюдался серьезный рост сделок по слиянию и поглощению (M&A). Причем в центре сделки с крупнейшими сетями России — "Седьмой континент", "Евросеть", "Лента", "Патэрсон", "Мосмарт", "Эльдорадо". Наблюдаются подобные тенденции и на региональном рынке. Например, Сбербанку досталась сеть "Алпи" (Красноярск). "В Новосибирске СЛК-Моторс выкупила помещение "Автоленда", причем не бизнес, а только помещения. Эти сделки объединяет одно — они в основном "вопреки", а не "благодаря", — говорит Игорь Васюков. Яркая тенденция всех этих сделок — появление на рынке новых непрофильных инвесторов. Например, активным игроком на рынке ретейла неожиданно стал Сбербанк России. Глава банка Герман Греф уже говорил, что Сбербанк может войти в тройку крупнейших российских ретейлеров (ему уже достались активы "Мосмарта" и "Алпи", велись переговоры о "Вестере"). При этом у банка в залоге и еще ряд "розничных" активов, в частности, контрольный пакет "Дикой орхидеи". Эксперты считают, что эти тенденции будут продолжены. "Мы не исключаем, что кризис может стать одним из факторов усиления тенденции к дальнейшей консолидации розничного рынка", — говорит Максим Клягин. С одной стороны, существенное ухудшение конъюнктуры рынка отражается в стратегиях его операторов, большинство из которых скорректировали собственные планы дальнейшего развития на 2009 год, а некоторые даже в рамках сокращения издержек пошли по пути закрытия ряда торговых объектов. Но, с другой стороны, как отмечает аналитик, крупнейшие игроки продолжают развитие за счет своей более высокой конкурентоспособности и ослабления конкурентной среды и в среднесрочной перспективе могут существенно укрепить свои позиции. Конкуренция спасет Многие поставщики сегодня считают, что проблему взаимоотношений с поставщиками решит рассматриваемый в Госдуме новый закон о торговле. Но все же проблемы, с которыми сталкиваются ретейлеры при взаимоотношениях с поставщиками и кредиторами, вряд ли можно исправить несколькими страницами текста. По данным агентства INFOLine, во всей Сибири лишь Новосибирск можно назвать высококонкурентным с точки зрения развития сетевой розничной торговли. На организованный ретейл в столице Сибири приходится не менее 40% рынка розничной торговли продовольственными товарами. Другие города пока существенно отстают. Решение этой проблемы лежит в плоскости повышения конкуренции в отрасли, развития логистической инфраструктуры. Не помешало бы и массовое развитие производства продуктов питания и непродовольственных товаров широкого потребления. Только так можно залечить все застаревшие раны, которые разбередил кризис. Пока же понятно, что сибирская розница выйдет из кризиса обновленной. Возможно, частично с новыми собственниками. Во всяком случае компании, которые не сильно увлекались привлечением заемных средств, имеют сегодня достаточно уникальный шанс для развития — на рынке коммерческой недвижимости появилось больше предложений, а цены серьезно просели. "Самое время расширяться", — считает Юрий Никитин. Тем более что заход новых игроков на рынок не за горами. Активно ищет объекты для покупки в России французский ретейлер-гигант Carrefour. Недавно стало известно о подготовке розничного проекта "Газпромом", который хочет открыть по стране около 400 торговых точек и объектов общепита на базе столовых для сотрудников компании. Серьезная их доля откроется именно в СФО, практически во всех регионах округа. Матвей Эргардт Материал подготовлен редакцией журнала "Эксперт-Сибирь". Дата: 26.10.2009, 0:03 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0293 секунд
|
Сейчас: 15.11.2024, 8:34 |