Наряду с традиционными офисами крупные компании все чаще заводят и виртуальные. В чем суть этой услуги и насколько она востребована в Новосибирске, разбирался корреспондент Sibnet.ru
Недавнее исследование, проведенное в университете Висконсина, штат Милуоки, установило, что число людей, предпочитающих удаленную работу офисной, неуклонно растет. Мечтая забыть о совещаниях, конфронтациях с начальством и необходимости часами непрерывно сидеть за компьютером, они с удовольствием возвращаются в комфортные домашние условия. Помимо возможности избежать лишнего стресса, "удаленка" — шанс восстановить правильный режим питания, сменить строгий костюм на что-то более демократичное, а в зимнее время — снизить риск заразиться от простывшего коллеги. Уменьшение числа желающих проводить большую часть жизни на работе — один из многих факторов, способствующих мировой популярности виртуальных офисов.
"Виртуальный офис" — термин сам по себе довольно размытый; в первую очередь это некий способ организации рабочего пространства, с помощью которого компания может сэкономить на определенных компонентах традиционного офиса и аренде. В западном понимании виртуальный офис — пакет услуг: туда обычно входят регистрация адреса, выделение почтового ящика, а также телефонного номера с прикрепленным к нему оператором. Как результат, происходит симуляция присутствия фирмы в определенном регионе (к примеру, организации, расположенные в провинции, создают иллюзию наличия полноценной структуры в престижных районах более развитых городов): контора зарегистрирована, туда можно позвонить, но туда фактически нельзя прийти. Кроме того, под виртуальным офисом может пониматься такая организация работы, при которой сотрудникам компании не нужно лично появляться в офисе (при этом он вполне может существовать). Так, в марте этого года известный американский журнал Inc. выпустил номер, в процессе создания которого журналисты ни разу не встречались в привычной редакционной обстановке. Все общение проходило исключительно по телефону и Интернету.
В Новосибирске виртуальные офисы обычно предлагаются "по частям". Чаще всего это услуги, связанные с телефонией. "Мы выделяем клиенту многоканальный номер. Люди звонят, попадают будто бы в офис, а на самом деле это наш оператор. Он специально обучен под проект, может перевести звонок, зафиксировать какое-либо сообщение, — рассказал корреспонденту Sibnet.ru Илья Соколов, директор компании "Контакт-центр", работающей в области автоматизации телефонных коммуникаций для коммерческих структур. — Разумеется, вся информация накапливается и передается". Немало предложений и по виртуальным АТС — своеобразным электронным посредникам, задача которых — направлять клиента на свободный номер или удерживать его на линии, если телефоны заняты. Несколько труднее найти в Новосибирске компанию, предоставляющую возможность регистрации адреса, особенно за рубежом. "Фирма, находящаяся здесь, получает юридический адрес в Европе. Соответственно, физического представительства там нет, но есть секретарь, который занимается всеми видами входящих сообщений. С юридической точки зрения процедура полностью легальна", — истолковывает предложение консалтинговой компании "Рестар" генеральный директор Елена Зиновьева. По ее словам, услуга в первую очередь предназначена для бизнесменов, сфера деятельности которых распространяется на европейские страны.
Эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день виртуальные офисы в столице Сибири не слишком востребованы. "В 2008-м мы обращались к городским таксопаркам, предлагали заменить их операторов, доказывали, что это будет в 4–6 раз выгоднее. Из 500 компаний согласились 3, и мы не стали этим заниматься, — вспоминает Соколов. — По сути, тогда это вообще никому было не надо, да и сейчас для Новосибирска это непривычное предложение". "Услуга не развита, с клиентами не очень", — вторит ему Денис Белкин, директор по развитию профессионального call-центра MediaSoft. "О виртуальных офисах в городе мало кто знает", — подтверждает Зиновьева.
По мнению директора "Контакт-центра", причина банальна — страх перед инновациями: "Люди не доверяют технологиям, боятся всего нового. Руководители и бизнесмены привыкли работать так, как работали до кризиса, нужно менять это инерционное мышление". Соколов также рассказал, что в плане развития виртуальных офисов Новосибирск опережают некоторые близлежащие города. "У нас даже не представляют, что такое IP-телефония. Общая информированность людей в Красноярске, Томске значительно выше, — полагает он. — Согласно изученным мною исследованиям, Сибирь сильно отстает от западной части России, а Новосибирск — от других сибирских городов".
Но тем не менее будущее виртуальных офисов оценивается оптимистично. "Информированность общества повысится, и года через 3–4 спрос на эту услугу поднимется", — предсказывает Елена Зиновьева. "Перспективы хорошие, — утверждает Илья Соколов. — Компании с большими оборотами все чаще нуждаются в виртуальных офисах. Кроме того, развиваются технологии. Сейчас мы устанавливаем мощный отказоустойчивый сервер, а в ближайшее время подключаем виртуального оператора — робота, распознающего 99% человеческой речи, общение с которым будет трудно отличить от разговора с настоящим собеседником. Практика показывает, что окупаемость у этих сервисов бешеная. Да, в 2008-м виртуальные офисы были не нужны, но в 2012-м ситуация изменится".
Дата: 29.11.2010, 9:20