В Новосибирске подводят итоги первого этапа обучения основам религиозных культур. Теперь вместо двух четвертей этот курс растянется на целый год.
В прошлом году президент России Дмитрий Медведев встречался с представителями традиционных конфессий. После собрания он поручил правительству ввести в средних общеобразовательных школах курс по основам религиозных культур. В октябре 2009 года Министерство образования начало разработку экспериментального курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Апробация новой школьной дисциплины в 19 регионах России, в том числе в Новосибирской области, началась с 1 апреля 2010 года. На первом этапе преподавание курса заняло полугодие — по два урока в неделю в последней четверти четвертого и первой четверти пятого классов. Теперь предмет будет идти по одному уроку в неделю, зато он займет целый учебный год — начинаться он будет в третьей-четвертой четверти у четвероклассников и заканчиваться в первой-второй четверти у пятиклассников. К программе апробации недавно подключились еще два региона. Если результаты окажутся положительными, то к 2012 году все российские школьники будут изучать этот предмет.
Учебный курс разбит на шесть модулей: основы православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Родителям школьников предстояло выбрать один из курсов для изучения.
— В апробации участвовало около 22 600 учащихся Новосибирской области, примерно 14% выбрали модуль "основы православной культуры", 13% — "основы мировых религиозных культур" и 73% — "основы светской этики", — говорит начальник управления общего образования министерства образования Новосибирской области Владимир Щукин.
После окончания четвертого класса у родителей была возможность передумать и сменить модуль для дальнейшего изучения. Так поступили немногие — количество изучающих "основы православной культуры" увеличилось на 170 человек, на 160 человек стало меньше слушателей курса "основы светской этики" и около 10 человек выбрали "основы религиозных культур".
Директор центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Наталья Попова отметила, что в марте центр обучил 1 286 учителей. Главная цель курса — воспитание толерантности ко всем мировым культурам.
"Семья не может дать такого воспитания, потому что нет материальной базы, родители часто не подготовлены в этом вопросе", — говорит Владимир Щукин. " Мы проводили мониторинг, опрашивали родителей о положительных итогах курса. 49% ответили, что занятия привели к расширению кругозора детей, 27% отметили духовное и культурное развитие детей, 24% — повышение нравственности детей, а еще 20% — воспитание культуры межнационального общения и уважение к культурным и религиозным традициям народов России", — вторит ему Наталья Попова.
Правда, среди негативных последствий те же родители отметили дополнительную нагрузку на школьников (40% опрошенных), принудительное навязывание веры и религии (10%), обособление школьников по национальной принадлежности (11%) и формирование формального отношения к религии и вере (10%).
На вопрос, не рано ли начинать обучать религиозным аспектам учеников с четвертого класса, Наталья Попова заявила, что это следует сделать до начала подросткового периода. "Нужно научить ребенка, что такое добро и зло, счастье, дружба. Ведь сейчас у ребенка три главных слова в лексиконе: "жесть", "отстой" и "блин"", — сказала она.
Правда, пока "добру" обучают в ущерб русскому языку и литературе, забрав 10% времени от этих дисциплин.
Дата: 24.11.2010, 13:37
Схожие новости по теме: