|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Полноформатные статьи / Классика? Ф топку!
Классика? Ф топку!Еще буквально два-три десятка лет назад классика отечественной литературы была таким же дефицитом, как черная икра или югославские сапоги. Особенно ценились полные собрания сочинений. Теперь же романы великих писателей залеживаются на полках магазинов и сбываются по минимальным ценам в «Букинисте». Педагогики возмущаются. Учащиеся радуются. Издатели подсчитывают прибыли. А литературоведы пытаются понять, почему перестали читать классику. О том, что молодежь не особо стремится читать, мы уже писали. Как показала бурная читательская дискуссия, эта тема оказалась близка многим сибирякам – и глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Сегодня корреспондент Sibnet.ru отвечает на вопрос: почему же не читают классику, отдавая предпочтение «фэнтези», боевикам, дамскому роману и прочей литературе, которую ругают учителя. Русской классикой гордятся все, кроме русских Русская классика известна далеко за пределами нашей страны. Фамилии Толстого, Достоевского и Тургенева знает каждый иностранец, кто хоть раз слышал о России. Многие даже с лету называют пару-тройку знаковых произведений этих мастеров. В Японии не так давно началась даже вторая волна интереса к русской классической литературе. В России же ситуация почти противоположная. - Дети перестали интересоваться классикой, - признает томский преподаватель русского языка и литературы Ольга Храмова. - Они «из-под палки» читают Пастернака, помнят из Толстого только то, что «романы очень толстые», а Ахматову путают с Цветаевой. Огорченные учителя не раз пытались понять, в чем причины такого отчуждения и неизменно приходили к выводу, что виной всему современный ритм и особенности жизни. - Нередко ученики говорят, что читать, как тургеневская Ася веселилась на балу, а Катерина Островского из «Грозы» утопилась из-за несчастной любви – глупо, - продолжает Ольга Хромова. - Действительно, сегодня никого не вызывают на дуэль, как Евгения Онегина, никто не считает, что измена может тяготить и быть грехом, как Анна Каренина и так далее. Времена сейчас другие, восприятие литературы изменилось. Однажды ученик даже спросил, прочитав «Капитанскую дочку» Пушкина: «А почему они SMS не отправили? Ведь можно же было предупредить о наступлении Пугачева?». Педагоги признают, что «помогают» и заботливые издатели: они тут же предлагают новую литературу, в противовес классикам, которых наотрез отказывается читать молодежь. Хочешь быть модной – совет даст Ксюша Собчак, хочешь похудеть – поможет гимнастка Юлия Барсукова, ищешь книжку «для души» – твоему вниманию Донцовы и Шиловы. Есть и еще одна причина, на которую обратила внимание корреспондента Sibnet.ru продавец-консультант томского магазина «Книгомир» Мария Мартюшева: - Наибольшей популярностью пользуются у нас произведения в жанре «фэнтази», на втором месте – детективы и любовные романы. Классику берут нечасто. Возможно, это связано с тем, что цена книг в хорошем переплете, особенно подарочных изданий, довольно высокая, от 200 рублей, а, может, молодежь просто перестала серьезно интересоваться такой литературой. По словам Марины Мартюшевой, русскую литературу сегодня спасает только телевидение. Едва на экраны выходит громкая постановка, скажем, «Мастер и Маргарита» или «Доктор Живаго», самое почетное место на полках магазинов тут же занимают переизданные книги, где на обложках красуются Олег Меньшиков, Анна Ковальчук и др. Таким образом, произведение продает уже не имя писателя, а лицо актера, сыгравшего главную роль в фильме. «Выучила имена авторов и названия произведений» Томск часто называют «самым студенческим городом Сибири» (каждый шестой его житель – учащийся вуза) и потому здесь стыдно не знать культовых авторов, как классиков, так и современников, не читать их произведения и не поддерживать разговор о литературе. Например, сегодня весь город говорит о романе Суад «Сожженная заживо», который стал лидером продаж по итогам прошлого года. Или о произведениях Бегбедера «Любовь живет три года», «99 франков» и др. Последнего, кстати, уже относят к классикам современности. - Я понимаю, что прочитать и запомнить все невозможно, поэтому в школе, например, нас заставляли учить имена авторов и названия их произведений, чтобы потом не путаться, кто что написал, - рассказывает журналист Майя Семухина. - Кстати, знание литературы мне не раз пригождалось в жизни, ведь всегда приятно поддержать разговор о творчестве Пелевина и при этом провести аналогию с Кастанедой. По мнению бывшей сибирячки, а ныне москвички Майи, ситуация в Томске и других небольших городах далека от критической, куда страшнее выглядит «читающая публика» Москвы. - Сейчас живу в столице, часто езжу в метро и прихожу в ужас от того, что читают москвичи. Например, последний хит книжных продаж - «Просто вместе», французский современный роман Анны Гавальд, книга страниц на 500. Прочитала. Пожалела, что потратила время. В начале книги есть некоторые попытки показать жизнь молодой современной женщины в большом городе, а скатывается все к порнографии и занудному, притянутому за уши хэппи-энду. Крайне редко в метро можно увидеть человека с нормальной книгой: хотя бы Агатой Кристи или Бернардом Шоу. А недавно моя коллега рассказала, что когда в метро читала Достоевского - причем это было в Питере - на нее смотрели как на сумасшедшую. Деградация или? Впрочем, никого обвинять не надо – процессы изменения литературных пристрастий объективны. Сейчас мы переживаем примерно то, что когда-то испытали наши предки, когда на смену «классическим» произведениям XVIII века пришли стихи Пушкина. Так считает литературовед из Томска Анна Королева, которая изучает влияние классики на современных прозаиков. - Учитывать надо и то, что классику стали воспринимать как литературу сложную для понимания, «элитарную», а мы живем в обществе «фаст-фуда» пракитчески во всех сферах, - говорит исследователь. - А, кроме того, для каждой эпохи появляются «свои» произведения, созвучные духу данного конкретного времени. Потому Пелевин и Сорокин часто для молодежи будут ближе, чем тот же Пушкин. Я преподаю у студентов-философов, вдумчивых и много читающих. Так даже у них заметно отсутствие интереса к литературе хотя бы начала ХХ века, не говоря уже о более ранней. Анна Королева полагает, что сейчас мы наблюдаем естественный и даже «необратимый» процесс перехода классики из «живой» литературы в разряд менее современной и актуальной, чем литература ХХ века. - Мы живём в переходную и странную эпоху, неизвестно еще, как будет развиваться литература в дальнейшем. Вполне возможно, что и новые классики появятся, это совсем не исключено, так как литература процесс живой, самодвижущийся, - считает Анна Королева. Арина Молчанова, специально для Sibnet.ru Дата: 11.03.2008, 8:00 Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0166 секунд
|
Сейчас: 23.12.2024, 4:15 |