Правительство России предложило ввести обязательное страхование пассажиров на транспорте. Не так давно соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании комитета Государственной думы по финансовому рынку. Новосибирские специалисты страхового дела поделились своим видением перспектив действия нового закона.
Специалисты в один голос утверждают: закон о страховании пассажиров нужен всем и давно. За рубежом она давно стала привычным делом. "Там культура страхования совсем другая, у них и пассажир социально защищен на транспорте, — говорит директор новосибирского филиала "Ресо-Гарантия" Евгений Козлов. — А у нас перевозчик несет ответственность за погибшего пассажира лишь "постольку-поскольку". На погребение по ОСАГО заплатят и все".
В проекте нового закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" предусмотрено, что в случае смерти человека его родственники получат выплату в 2,25 миллиона рублей. Если при аварии был нанесен вред здоровью, пассажиру выплатят компенсацию в 2 миллиона рублей. Еще около 23 тысяч рублей пострадавший получит, если при аварии было испорчено его имущество.
Нововведение затронет все виды пассажирского транспорта, кроме такси. Если закон вступит в силу, владельцы в обязательном порядке будут страховать свои автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи. Закон также касается самолетов, метрополитена и других видов трнаспорта. На железной дороге хотя и существует возможность застраховаться, но эта процедура, по словам специалистов, носит "добровольно-принудительный характер". "Порой пассажир даже не знает, на какую сумму он застрахован. Знает только, что ему отдельно выписали какой-то полис, — напоминает Евгений Козлов. — В новом законе существуют равные условия для всех, равные страховые суммы. Человек видит, сколько это стоит, и что за этим будет стоять. К тому же, страховку оплачивает не сам пассажир, а железная дорога".
Вполне естественно, что россиян интересует, во сколько обойдется нововведение. Многие считают, что раз уж перевозчик вкладывает свои деньги в страховку, то и стоимость проезда существенно поднимется. Специалисты успокаивают: цены возрастут не сильно и не факт, что везде. "Страхование пассажиров — акция массовая и обязательная. Поэтому и сумма страховых услуг для перевозчика будет небольшой. Предполагаем, что это не сильно скажется на стоимости проезда", — полагает председатель Сибирской ассоциации страховщиков Геннадий Плотников. Также считают и специалисты "Ингосстраха". "Перевозчики могут поднимать цены на билет только 1 раз в год, — говорит директор новосибирского филиала компании Дмитрий Шевченко. — К тому же допнагрузка, которая ляжет на одного пассажира, составит не более 10–15 копеек".
Для транспортных фирм страховая сумма будет зависеть от состояния их парков. Сначала они должны будут предоставить специалистам данные об объекте, страховщики оценят качество и уровень риска техники. Исходя из этого, и будет выставляться цена страховки на год на весь транспорт конкретного парка. "Учитывается и срок эксплуатации, и год его выпуска, и качество подвижного состава", — говорит директор новосибирского филиала "Ресо-Гарантия" Евгений Козлов. Специалисты уверены, что новый закон также позволит перевозчику более внимательно следить за состоянием своих машин.
При обсуждении нового законопроекта возникает вопрос, от чего зависит сумма страховой выплаты пострадавшим. Нынешние размеры ущерба диктуются кодексами воздушного или водного транспорта и могут варьироваться. "Обязательное страхование устанавливает единые размеры возмещения ущерба, — говорит председатель Сибирской ассоциации страховщиков Геннадий Плотников. — Если пассажир погибает, то это 2,25 миллиона рублей, если нанесен вред его здоровью, то 2 миллиона рублей. В обязательном порядке проводится медицинская экспертиза".
Интересно, что пассажир считается застрахованным не с момента вручения ему проездного билета, а уже находясь на автобусной остановке. Как напомнил директор новосибирского филиала ОСАО "Ингосстрах" Дмитрий Шевченко, человек начинает пользоваться услугами транспорта только с того момента, когда он ждет автобус, поезд или самолет.
Страховщики выступают за то, чтобы обязательное страхование более прочно усвоилось в России и снова ставят в пример Европу, где многие люди оформляют сразу несколько страховок. "В России страхуют свое имущество и ответственность 17 % населения. Если убрать ОСАГО, то будет где-то 1-2%, — считает Евгений Козлов. — Нужны ли нам обязательные виды страхования? Наверное, да. Но человеку должно прийти понимание того, что все это необходимо делать и на добровольной основе".
Дата: 20.10.2010, 12:55
Схожие новости по теме: