Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Полноформатные статьи / Идем дальше
 

Идем дальшеФото пользователя noookm с сайта flickr.com

Идем дальше

В Красноярском крае по-прежнему реализуются все крупные инвестиционные проекты, невзирая на неритмичное финансирование некоторых со стороны основных частных инвесторов.

Экономические итоги 2009 года не внушают пессимизма, свойственного некоторым аналитикам еще год назад. Наиболее устойчивыми в Красноярском крае оказались традиционные индустриальные отрасли — цветная металлургия, лесной и топливно-энергетический комплексы. Они пережили в первой половине года низкий ценовой тренд, а во второй — почувствовали себя более-менее уверенно.

В отличие от них, некоторые сегменты экономики (ретейл, рекламный, издательский, консалтинговый бизнес, сфера услуг) оказались менее стойкими и до сих пор не вышли из кризиса. Зато к осени стало оживать строительство (прежде всего за счет незначительного подъема на рынке жилой недвижимости), а работники сельского хозяйства отчитались осенью о невиданном в истории края урожае.

За прошедший год система управления экономикой региона продемонстрировала достаточно высокую эффективность. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, краевое правительство во главе с Эдхамом Акбулатовым и Законодательное Собрание региона смогли выработать и реализовать весьма действенные меры поддержки основных отраслей.

Напомним, что именно Красноярский край одним из первых, еще в прошлом году, приступил к активным антикризисным действиям. В частности, был подготовлен и принят пакет законов, направленных на стабилизацию экономики и обеспечивающих предоставление предприятиям края государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, поддержку лесоперерабатывающей отрасли, социальные выплаты по образовательным кредитам, социальную помощь гражданам на оплату жилья. Общую оценку краевым антикризисным программам пока давать рано, но можно утверждать: социально-экономическая ситуация оставалась в Красноярском крае стабильной.

Наша большая нефть

На одной из встреч с журналистами председатель правительства края Эдхам Акбулатов заявил: "В 2009 году объем промышленного производства в Красноярском крае составит примерно 99 процентов от уровня прошлого года. Таким образом, несмотря на серьезное падение промпроизводства в первой половине года, мы видим, что в третьем и четвертом кварталах ситуация выправляется. А в 2010 году прогнозируем рост — примерно 116 процентов от уровня нынешнего года. Такие результаты нам обеспечил Ванкор".

Ванкорское месторождение введено в промышленную эксплуатацию в августе 2009 года. А в октябре генеральный директор "Ванкорнефти" Александр Дашевский заявил, что в проект уже инвестировано более 200 миллиардов рублей — к тому времени там добывали второй миллион тонн нефти. Предполагается, что к концу года суточный объем добычи составит 30 тысяч тонн, а в 2010 году здесь извлекут из недр более 10 миллионов тонн.

Как отметил Александр Хлопонин, развитие нефтегазодобычи на Енисейском севере — новый этап в истории не только региона, но и всей страны. В частности, для нашего региона — это окончательный уход от моноотраслевой зависимости краевого бюджета. Красноярский край в дополнение к цветной металлургии получает вторую базовую отрасль промышленности и второй ведущий источник налоговых отчислений, что в очень высокой степени нивелирует риски остаться с "большой дыркой" в бюджете. Как правило, рынки цветных металлов и углеводородов находятся в противофазе — когда на одном цены падают, на другом они стабильны. Сейчас продолжительность эксплуатации месторождения рассчитана до 2037 года, но геологи дают неплохие прогнозы: скорее всего, "большая нефть" Ванкора не ограничится этой датой.

У краевого правительства есть поручение губернатора — обеспечить участие красноярцев в тендерах нефтяников таким образом, чтобы осваивать на территории региона до 50 процентов от общего объема "нефтяных" инвестиций. Особенно важно это для машиностроителей: пока в крае остались квалифицированные специалисты, надо успеть "поставить на ноги" крайне рентабельное и материалоемкое нефтяное машиностроение.

В ближайшем будущем, кроме Ванкора, большие инвестиции и большая нефть в Красноярском крае будут связаны с Юрубчено-Тохомской нефтегазовой зоной в Эвенкии. "Ванкор на сегодня является крупным современным предприятием, мы ждем, что такое же производство начиная со следующего года будет развиваться и в Юрубчено-Тохомской зоне. Уже в 2010 году в развитие Юрубченской зоны по плану стратегии компании "Роснефть" заложены инвестиции порядка 40 миллиардов рублей», — заявил Александр Хлопонин. Впрочем, нефть и газ Юрубчена достаются очень сложно — в этом районе практически отсутствует какая-либо транспортная инфраструктура, добраться туда можно только вертолетом или по "зимникам".

Стройки не встали

Из всех больших строек Красноярского края самые тревожные вести приходили из Нижнего Приангарья, где ведется работа над проектом БЭМО — Богучанское энерго-металлургическое объединение в составе одноименной ГЭС и алюминиевого завода. В начале 2009 года компания "РУСАЛ" объявила о намерении отложить ввод в строй производство алюминия до 2012 года. Причина была понятна — кризис, цены и спрос на "крылатый металл" в мире сокращаются. Более того, слышались разговоры о переносе сроков пуска Богучанской ГЭС — мол, раз не пустят вовремя алюминиевый завод, то и электричества в больших объемах не нужно.

Но к осени ситуация нормализовалась из-за оживления рынка цветных металлов: спрос и цены на алюминий вернулись на приемлемый для "РУСАЛа" уровень, что позволило возобновить строительство завода. Не меньшую роль сыграла бескомпромиссная позиция остальных участников проекта БЭМО — компании "РусГидро", федеральных властей и администрации Красноярского края заявили, что БоГЭС будет возведена в срок в любом случае, при участии инвестиций "РУСАЛа" либо без них, поскольку спрос на электроэнергию в регионе есть и без алюминиевого завода. В 2010 году запланировано начало заполнения водохранилища ГЭС, а на конец года — пуск первого агрегата станции.

Тем временем в Нижнем Приангарье продолжается строительство железнодорожной линии Карабула — Ярки и моста через Ангару. Общий объем инвестиций из краевого и федерального бюджетов на прокладку магистрали составляет примерно 5 миллиардов рублей. Уже в 2010–2011 годах эта линия станет основой транспортной инфраструктуры для развития промышленного комплекса Богучанского района, а строительство полуторакилометрового мостового перехода через Ангару позволит активно использовать лесосырьевую и минеральную базы на правом берегу реки.

Не смогли, не уберегли

Конечно, были и серьезные экономические неудачи. Собственники Енисейского целлюлозно-бумажного комбината (бывший Красноярский ЦБК) даже при поддержке краевых властей не смогли вывести предприятие из кризиса. Недавно краевой арбитражный суд вновь ввел на предприятии процедуру конкурсного управления. При существующих тарифах на электроэнергию и технологический пар, а также ценах на сырье (лес и химикаты) продукция ЦБК — газетная бумага — практически нерентабельна.

Но надо учитывать еще одно обстоятельство, к сожалению, общее для значительного числа сибирских предприятий тяжелой промышленности — ЦБК пущен в 1960 году и до сих пор работает на оборудовании и по технологиям 40−летней (если не полувековой) давности. Увы, это типичная картина, особенно для химических комбинатов. Устаревшие энергозатратные технологии делают их продукцию неконкурентоспособной, а модернизировать производство по примеру металлургов они в предшествующие годы не смогли — прибыль не позволяла.

Через процедуру банкротства прошел и бывший Красноярский шинный завод. На Красноярском заводе холодильников полностью прекратили выпуск компрессоров, сохранив на заводе лишь сборочное производство. А самым крупным поражением красноярской антикризисной стратегии стала банкротство авиакомпании "КрасЭйр". Именно с этой ситуацией связаны самые громкие социальные протесты в крае — в мае голодовку с требованием погасить долги по зарплате объявляли 16 бывших стюардесс "КрасЭйр", неоднократно устраивали протестные акции и другие безработные авиаторы.

Если же говорить в целом о ситуации с выплатой заработной платой в промышленности региона, то в "черных" списках предприятий, задолжавших своим сотрудникам, по данным федерации профсоюзов Красноярского края, значится 21 завод (в два раза меньше, чем было в июле). Правительство края проводит мониторинг ситуации на всех проблемных предприятиях, старается оказать им своевременную помощь в рамках принятых антикризисных мер и избежать роста задолженности по заработной плате. С марта по ноябрь долги работникам предприятий снизились на 450,7 миллионов рублей.

В целом оценка эффективности антикризисных мер, предпринятых властями Красноярского края, позволяет утверждать: экономика региона пережила период потрясений и выдержала испытания. Но период бурного роста 2005–2007 годов закончился — больше не будет ни "сказочных" цен на основные экспортные товары, ни "строительного бума", ни значительного профицита бюджета. Экономике и жителям Красноярского края надо возвращаться к спокойным рабочим будням.

Дмитрий Лапин

Материал предоставлен редакцией журнала "Эксперт Сибирь".

Дата: 15.12.2009, 10:17

Схожие новости по теме:

Сафин выбыл из борьбы, Шарапова и Дементьева  идут дальше
Цены на панели для мониторов будут и дальше расти
Петробраз будет дальше инвестироват разработку нефти в Иране - президент Бразилии
Парламент Карелии будет и дальше контролировать ситуацию в Кондопоге
Оппозиция в Верховной Раде намерена и дальше блокировать трибуну






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0 сек.

Сейчас: 19.12.2024, 3:28
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella