Союз потребителей (СП) РФ предлагает создать в России аналог
европейской системы продуктовой благотворительности, когда магазины будут не
уничтожать продукты с истекающим сроком годности, а бесплатно отдавать или
продавать их по льготным ценам благотворительным организациям.
СП предлагает сетям определять тот объем продуктов, который
они наверняка не успеют реализовать, например, за три дня до истечения срока
годности, и передавать или его продавать за цену в три–пять раз ниже обычной
благотворительной организации. В свою очередь, организация будет оперативно
вывозить эти продукты до истечения срока годности и распределять среди
нуждающихся.
«Мы пытаемся убедить торговые сети в том, что они сэкономят
на затратах на утилизацию и уничтожение продуктов с истекшим сроком годности,
а, с другой стороны, выиграют в репутации, поскольку сегодня очень многие люди
верят, что они ничего не уничтожают, а перемаркировывают продукты с истекшим
сроком», — пояснил RNS председатель союза Петр Шелищ.
В европейских странах такие системы уже работают, отмечает
Шелищ. Например, в Германии есть благотворительное общество «Таффель», которое
обеспечивает продуктами по символической цене более миллиона немцев. Немецкие
магазины передают обществу продукты с заканчивающимся сроком годности, которые
продаются по 1–2 евро в 900 пунктах «Таффель» по всей Германии. Купить их можно
по удостоверениям малоимущего или безработного.
По оценке союза, затраты на содержание одной торговой точки
без столовой будут составлять порядка 350 тысяс рублей в месяц и покрываться за
счет доходов от продажи продуктов, а оставшиеся средства пойдут на расширение
благотворительной помощи нуждающимся. Администрирование проекта могла бы
осуществлять НКО, учрежденная его участниками.