Высокие издержки и менее эффективная, чем у зарубежных конкурентов, работа российских авиакомпаний мешают создать в стране бюджетного перевозчика, говорится в результатах исследования консалтинговой компании McKinsey. Эксперты анализировали открытые данные о бизнесе крупнейшего авиаперевозчика страны — "Аэрофлота". По их подсчетам, цены на билеты авиакомпании сопоставимы с ценовой политикой иностранных авиаперевозчиков, но в среднем на 30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний.
При этом около 27% этой разницы можно было бы сократить за счет доступа к дешевым аэропортам и недорогим услугам по ремонту самолетов. Еще 60% разницы можно было бы нивелировать за счет повышения эффективности авиакомпании. Так, в США суточный налет самолетов на 40% выше — 12-14 часов против 10-ти у "Аэрофлота". Кроме того, самолет должен отправляться в обратный рейс за 30 минут, как это делают зарубежные бюджетные перевозчики.
Иностранные авиакомпании низкого ценового сегмента также экономят на дистрибуции, продавая до 90% билетов в основном через собственный сайт. Также зарубежные авиаперевозчики экономят за счет установки более легких кресел и меньшего расстояния между ними в самолетах. Поэтому в салоне самолетов A-320, принадлежащих "Аэрофлоту", 120 мест, а у американских компаний — 162.
Участники рынка, опрошенные "Ведомостями", обратили также внимание на то, что самолеты с большим числом кресел облагаются таможенной пошлиной в 20%. Кроме того, на внутренних авиарейсах сохраняется НДС в 18%, что поднимает стоимость билетов.
На сегодняшний день в России нет ни одного отечественного бюджетного перевозчика. Компании "Авианова" и Sky Express, работавшие в этом сегменте, обанкротились в прошлом году. В то же время, о готовности выйти на российский рынок заявляли несколько иностранных бюджетных авиакомпаний, в том числе лидер этого рынка в Европе — ирландская Ryanair. О планах по созданию бюджетных авиаперевозчиков говорили "Трансаэро" и "Аэрофлот".