"50 лет Победы". Фото: Kiselev d, Wikimedia Commons
Госкорпорация "Росатом" может поручить строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) и стоимостью более 86 миллиардов рублей своим "дочкам" и иностранным верфям. Одним из главных претендентов считается финская Arctech Helsinki Shipyard. "Передача части работ, не связанных с ядерным островом, в Финляндию реальна, именно финские верфи строили атомные ледоколы "Вайгач" и "Таймыр", — отмечает источник "Коммерсанта".
Ранее единственным претендентом на строительство ледоколов считался Балтийский завод (Санкт-Петербург), который строит головной ЛК-60. Заказ на него верфь получила летом 2012 года, будучи единственным участником конкурса. Стоимость контракта составила тогда 36,9 миллиарда рублей.
Заказ на два серийных атомных ледокола теперь может получить не Балтзавод, а одно из НИИ или КБ "Росатома". Например, ОКБМ "Африкантов" (разрабатывает и производит реакторы РИТМ-200 для ЛК-60). При этом, получив контракт, КБ может распределить строительство среди субподрядчиков.
В Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Балтийский завод, идею о передаче ледокольных контрактов на сторону встретили скептически. "На сегодня в России лишь две верфи способны строить суда и корабли с ядерными реакторами — Балтзавод и "Севмаш", распределение заказа может увеличить сроки строительства и цену", — сообщили в ОСК. По мнению экспертов, потеря столь крупного контракта способна подорвать финансовую стабильность Балтзавода — без уже учтенного в бизнес-плане контракта "верфь не выживет".
Ожидается, что ЛК-60 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Судно длиной 173,3 м и шириной 34 м сможет двигаться как на мелководье в устьях полярных рек, так и на глубинах акватории Северного Ледовитого океана. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
В настоящее время в состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч л.с. — "Россия" (1985 года постройки), "Советский Союз" (1989), "Ямал" (1992), "50 лет Победы" (2007), ледоколы "Таймыр" (1988) и "Вайгач" (1990) с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч л.с., а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" (1988) с реакторной установкой аналогичной мощности. Однако срок службы "Таймыра" и "Вайгача" заканчивается в 2017 году, а к 2021-му в связи с выработкой ресурса, как ожидается, в строю останется только один атомный ледокол — "50 лет Победы".