Министерство финансов России намерено отказаться от компенсации убытков железнодорожникам за перевозку школьников и студентов, а бремя расходов по обслуживанию инфраструктуры при пригородных пассажирских перевозках переложить с федерального на региональные бюджеты.
Так, предлагается отменить 50%-ную льготу на проезд в поездах дальнего и пригородного сообщения для учащихся. На сегодняшний день проезд школьников и студентов железнодорожникам компенсируется из федерального и регионального бюджетов, 95% и 5% соответственно. Минфин предлагает отказаться от данной компенсации. В результате либо регионы возьмут расходы по перевозке учащихся на себя, либо данная льгота вообще не будет предоставляться.
Также, предлагается прекратить "льготирование" проезда в плацкартных вагонах поездов дальнего следования. Так, если на сегодняшний день билет в плацкарте от Челябинска до Москвы стоит от 1 тысячи 750 до 1 тысячи 900 рублей, то после отмены льготы стоимость проезда вырастет минимум на 60%.
Прекращение "льготирования", предупреждают железнодорожники, приведет к отмене 200 пассажирских поездов и сокращению 3 тысяч железнодорожников в России.
Еще одна инициатива министерства финансов по сокращению нагрузки на федеральный бюджет — переложить на региональные бюджеты бремя расходов перевозчиков, занимающихся пригородными железнодорожными пассажирскими перевозками, по оплате за инфраструктуру. На сегодняшний день пригородные компании платят РЖД за услуги предоставления подвижного состава и пользование инфраструктурой, при этом большинство таких компаний — де-юре независимые акционерные общества, фактически являются 100%-ными "дочками" РЖД, либо созданы на паях с администрациями субъектов федерации. То есть, по сути, железнодорожники платят сами себе, а федеральный бюджет компенсирует им 99% расходов на оплату инфраструктуры.