Госдума может закрыть лазейки в законах, позволяющие существовать онлайн-продавцам алкоголя. Депутат Виктор Звагельский сообщил, что внес на рассмотрение Госдумы пакет поправок в федеральный закон № 171 "О госрегулировании алкогольного рынка": законопроект предусматривает закрытие любых сайтов, предлагающих алкоголь.
Хотя дистанционная торговля спиртным была запрещена постановлением правительства еще в 2007 году, множество интернет-площадок реализуют алкоголь, формально не нарушая закона. Одна из наиболее распространенных схем заключается в том, что покупатель делает заказ на сайте — резервирует бутылку в магазине, имеющем лицензию на розничную продажу алкогольных напитков. Договор о доставке заказа дает право курьеру совершить покупку в офлайне — в легальной точке продаж. Еще одна схема: покупатель приобретает какой‑либо товар, "в подарок" к которому идет алкоголь.
По мнению Звагельского, благодаря этим схемам в сети реализуется нелегальный товар в неположенное время. 171‑ФЗ запрещает торговлю алкогольной продукцией крепче пяти градусов с 23 часов до восьми утра по местному времени по всей стране (не касается только ресторанов, баров, кафе). По сведениям депутата, через сайты реализуется до 10% всего алкоголя в России. Росстат и Федеральная таможенная служба оценивали местный алкогольный рынок (за исключением пива) по итогам 2013 года в 2,27 миллиарда литров. Директор отраслевого агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз считает, что Интернет пока предлагает не более 1% всего продающегося алкоголя, но отмечает "растущий тренд".
Поправки Звагельского запрещают распространение горячительных напитков с применением скидок и купонов, а также "путем совместной реализации с иным товаром", не позволяют продавать алкоголь в местах, не указанных в лицензии, а главное — ставят под запрет любые сайты, предлагающие продажу или доставку спиртного. Предусмотрены штрафы для нарушителей: от 5 тысяч рублей для частных лиц до 1 миллиона рублей для юрлиц. Определить, какой сайт следует блокировать Роскомнадзору, должно будет Росалкогольрегулирование (РАР). Под санкции попадут не только сомнительные интернет-магазины, предлагающие "реплики элитных напитков" в канистрах, но и вполне добросовестные продавцы, признает Звагельский. "Мы не можем отделить честные магазины от откровенных бутлегеров", — пояснил он.