Зависимость ЕС от российского топлива еще больше увеличится
В Европе резко растет спрос на дизельное топливо. Однако на фоне сокращения внутренне го производства эксперты ожидают к 2020г. увеличение импорта данных продуктов в два раза.
Правда, скорее всего это превысит экспортные возможности России (которая на данный момент является основным поставщиком дистиллятов в Европу), что приведет к тому, что ЕС придется обратить свое внимание на Ближний Восток в качестве альтернативного источника поставок на ближайшие пять лет.
В настоящее время объем европейского импорта дистиллятов составляет 500 тыс. барр./сутки, причем большая часть импорта приходится на страны бывшего Советского Союза. "Становится все труднее восполнить эту нехватку. Европейский дизельный рынок сильно зависит от импорта", - отмечает представитель Purvin & Gertz Дамиан Кеннаби. По его оценке, спрос на дистилляты в Европе вырастет к 2020г. на 39%до 6 млн барр./сутки. Причем в основном это произойдет за счет роста продаж автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Аналитик из EnSys Energy также разделяет такую точку зрения: "К 2020г. импорт мазута и дизеля в Европе удвоится до 1,0 млн барр./сутки".
Европейские же нефтеперерабатывающие компании пытаются сделать все от них зависящее, чтобы хоть как-то уменьшить нехватку продукции. Например, французская Total и финская Neste Oil Oyj планируют увеличить гидрокрекинговые мощности и сократить производство менее прибыльных продуктов (например, мазута и асфальта).
Однако эксперты опасаются, что проекты по модернизации нефтепереработки навряд ли сократят нехватку мощностей гидрокрекинга. "Большинство европейских проектов по модернизации НПЗ, а также создание новых мощностей по производству дистиллятов начнут действовать лишь в 2010 году, но после этого количество новых проектов незначительно", - говорит эксперт Standard and Poor Карл Нитвельт. Он также отмечает отсутствие крупных проектов по нефтепереработке в России.
Тем временем Россия и Ближний Восток экспортируют огромное количество нефти. Помимо этого они поставляют и продукцию нефтепереработки. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), Ближний Восток в скоро может стать альтернативным источником импорта дистиллятов. Однако страны бывшего Советского Союза пока останутся основными поставщиками, даже несмотря на то, что в ближайшее время объем поставок может снизиться из-за высоких экспортных пошлин и ужесточения европейских экологических норм, передает Reuters.
Напомним, что согласно последним данным, в мазуте должно содержаться не более 0,1% серы. Традиционно дистилляты, поставляемые из России, имеют более высокое процентное содержание серы по сравнению с европейскими стандартами. Это стало одной из основных причин сокращения поставок. "Но несмотря на это Россия останется главным поставщиком ЕС.
Российский дизель хоть и требует некоторой переработки все равно остается очень высококачественным", - отмечает Дж.Кеннаби. А заместитель вице-президента ЛУКОЙЛа Андрей Гайдамака сообщил о том, что некоторые российские нефтеперерабатывающие компании уже экспортируют дистилляты с пониженным содержанием серы. "Профицит дистиллятов в России составляет около 500 тыс. барр./сутки", - добавил он.