Обеспокоенность респондентов вызывают также процедуры внутреннего контроля за управлением изменениями в компьютерных программах и пользовательского доступа, а также безопасности.
Согласно данным исследования, основным стимулом для инвестирования во внутренний контроль 50% опрошенных назвали фактор "положительного влияния на доверие инвесторов". Среди других причин были названы преимущества для бизнеса, предполагающие в основном совершенствование существующих процессов и базовой структуры контроля (89%), а также более глубокое понимание основных зон риска (86%).
Вместе с тем, многие из опрошенных оказались осведомлены о наличии недостатков в системах контроля, потенциально несущих значительные риски. С точки зрения финансового контроля, потенциальные риски связаны с вопросами учета операций по договорам (48%), отсрочки платежей (37%) и налогообложения (37%). Во всех случаях, процент респондентов, уверенных в высокой эффективности систем финансового контроля, относительно невелик.
Согласно исследованию, большинство респондентов (57%) практикуют сбалансированный подход к мониторингу систем контроля, охватывающий стратегический контроль, контроль соблюдения нормативных требований и контроль подготовки финансовой отчетности. При этом 21% опрошенных осуществляют мониторинг только контроля подготовки финансовой отчетности.
"Такой дисбаланс может свидетельствовать о том, что реальному мониторингу контроля основных операционных рисков уделяется недостаточно внимания", - отметил представитель отдела услуг в области бизнес-рисков Ernst & Young Эдриан Годфри, слова которого приводятся сообщении компании.
Примечательно, что в 68% опрошенных компаний отсутствует официально утвержденная программа по профилактике недобросовестных действий, хотя более одной трети опрошенных считает наличие такой программы важным или очень важным.
В результате исследования также была выявлена разница в восприятии статуса внутреннего контроля в зависимости от роли респондента. В то время как 36% опрошенных финансовых директоров заявили, что в ходе оценки рисков их компания учитывает риски в сфере операционной и хозяйственной деятельности, всего лишь 19% руководителей подразделений внутреннего аудита подтвердили вышесказанное.
"Финансовых директоров начинает волновать вопрос, как расширить системы контроля за границы требований регулятивных органов. Ответ - выровнять баланс между финансовым контролем и контролем за операционной и хозяйственной деятельностью", - считает руководитель международной практики консультирования в области бизнес-рисков Ernst & Young Инге Боетс. "Введение такой инфраструктуры внутреннего контроля, которая фактически будет охватывать все сферы деятельности компании, снизит возможность возникновения рисков в тех областях, которым сейчас уделяется недостаточно внимания и не придается должного значения. В итоге это обязательно принесет выгоду", - заключает Боетс.
"Сравнивая результаты опроса в целом с результатами исследования компаний в странах СНГ, можно говорить о том, что, несмотря на совпадения тенденции развития в основном, наши компании более ориентированы на инвестирование в контрольные процедуры корпоративного уровня, которые формируют контрольную среду и представляют собой платформу для построения эффективной системы внутреннего контроля на всех уровнях организации", - сказала старший менеджер отдела услуг в области бизнес-рисков компании Ernst & Young в СНГ Галина Малошенко. Она также отметила, что другим интересным выводом является то, что практически все опрошенные в СНГ компании планируют в ближайшее время значительные инвестиции в улучшение системы внутреннего контроля.