Выяснить, почему в России закон отстаивает интересы бездельников, получающих больше, чем трудоголики, решила газета "Новые Известия". По подсчетам экспертов, от одного до десяти процентов сотрудников в коммерческих компаниях вообще ничего не делают.
В государственных структурах процент бездельников еще больше. При этом почти половина россиян чувствуют в себе непреодолимую тягу к труду. Такие результаты показал недавно проведенный опрос рекрутингового портала HeadHunter.
Причина этого явления в законодательстве — по российским законам увольнение лентяя может стоить дороже, чем платить ему заработную плату. Социологи отмечают, что россияне работать никогда не хотели, а "высокая этика труда" в нашей стране существовала только в послевоенные годы.
Проблема касается практически каждого работодателя, утверждают эксперты. В маленьких компаниях выявить неэффективных сотрудников легко, так как там все на виду. Зарплатный фонд в таких компаниях сильно влияет на прибыль, и поэтому позволить себе содержать ленивцев они просто не могут из экономических соображений.
Неэффективные же сотрудники чаще всего работают в крупных, частично государственных, компаниях и корпорациях: "В них обязанности не четко распределены, и в результате кто-то работает, а кто-то только создает имитацию деятельности".
Такие люди есть в каждой организации, численность которой превышает 30-50 человек, но в каких-то местах их всего один процент, а где-то их численность достигает десяти процентов.
По мнению экспертов, проще выявить бездельников, составив "фотографию рабочего дня" сотрудников, которые подозреваются в неэффективности. Но это должен сделать сторонний человек, в чьей объективности сомнений нет. В итоге бездельниками чаще всего оказываются родственники руководителя, учредителей или других ключевых сотрудников. Их держат в компании, потому что на них можно всегда положиться в щекотливых вопросах и ситуациях.
Также не работают и диктуют свои условия "серые кардиналы", которые после своего увольнения могут разгласить какие-либо коммерческие тайны или новые технологии производства, а то и увести за собой ключевых клиентов.
Нередки случаи, когда учредители специально создают номинальные должности в компании вроде "административного директора" или "управляющего партнера", которые ничего не делают, кроме того, что наблюдают за тем, как работают другие сотрудники и функционирует компания в целом.