Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении утилизационных сборов, который вступит в силу с 1 сентября 2012 года. Сбор будет уплачиваться "за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации". Размеры сбора пока не определены.
Согласно документу, сбор будет уплачиваться за все машины, кроме автомобилей беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машин дипломатов и членов их семей, а также машин, ввозимых диппредставительствами или консульскими учреждениями, международными организациями, раритетных автомобилей (с момента выпуска которых прошло более 30 лет, и при этом имеют оригинальные двигатель, кузов и раму), а также машин, которые ввозятся с территорий государств-членов Таможенного союза (ТС) и имеют статус товаров ТС. Еще одно исключение – машины, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года. От сбора также освобождены автомобили, выпущенные "организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств". Соответствующий механизм гарантии со стороны производителя определит правительство.
Согласно опубликованному документу, "порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются правительством". Кто будет взимать сбор, также решит правительство.
Основными критериями при уплате сбора станут "год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств".
Примерные цифры уже публиковались ранее, однако, как заявил замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов, это лишь предварительные расчеты. Окончательные данные будут предоставлены Минпромторгом в ближайшее время, после чего их должно будет утвердить правительство.
ПТС будут выдаваться только на те машины, в отношении которых сбор уплачен или гарантирован производителем (только для машин, произведенных внутри страны). Средства, полученные от утилизационного сбора, будут направлены на развитие инфраструктуры "уничтожения" старых автомобилей, которая в настоящее время в нашей стране практически отсутствует. Каким образом будут учитываться и распределяться поступления, в настоящее время определяют Минфин и Минпромторг.
Важно помнить, что сбор не распространяется "на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона".