Новая редакция Правил дорожного движения, предусматривающая ограничения
на въезд транспорта с грязным выхлопом, вступила 1 июля в силу. Нововведения
коснутся миллионов владельцев автомобилей с двигателями класса «Евро-0»,
«Евро-1», «Евро-2» и т. д.
Постановление правительства №832 вводит с 1 июля ряд новых
дорожных знаков. Среди них, в частности, указатель «Зона с ограничением
экологического класса механических транспортных средств»: запрещено движение
автомобилей, экологический класс которых (есть в документах на машину) ниже
значения, указанного знаком, пишет «Коммерсантъ».
Вводится также информационная табличка «Экологический класс
транспортного средства»: она устанавливается в комбинации со знаками «Движение
механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей
запрещено», «Движение мотоциклов запрещено», «Поворот запрещен» и т. д.
Идея принадлежит Минтрансу, который разработал поправки к
ПДД еще в 2014 году, ссылаясь на зарубежный опыт. Региональные власти должны
иметь право вводить ограничения в районах с неблагоприятной экологической
обстановкой, считают в ведомстве. Сама идея ограничить проезд транспорта с
грязным выхлопом обсуждается больше десяти лет, эта тема поднималась еще в
правительстве Москвы времен Юрия Лужкова в середине 2000-х.
Контроль проезда будет осуществляться дорожными камерами и
инспекторами: номер транспортного средства сверят с базой данных МВД, где
содержится информация об экологическом классе автомобиля. Инспектор может
проверить экологический класс в свидетельстве о регистрации (СТС). Штраф,
скорее всего, за несоблюдение требований знаков составит 500 рублей.
Официальных разъяснений на этот счет от ГИБДД пока не поступало.
Пока на бумаге
Экологический класс в автомобильных документах указывается с
2010–2011 годов. По данным ГИБДД, в России зарегистрировано 7,7 миллиона
легковых машин возрастом 10–15 лет и 14,5 миллиона автомобилей старше 15 лет —
все они почти наверняка без экологического класса. Владельцы либо получат штраф
за въезд в запрещенную зону (система распознает автомобиль с двигателем
«Евро-0»), либо не получат штрафа вообще — ответа на этот вопрос пока нет.
По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января
2018 года в России из 42,4 млн легковых автомобилей оборудованы двигателями
класса «Евро-5» 13%, «Евро-4» — 28,7%, «Евро-3» — 14,6%, «Евро-2» — 12,2%,
«Евро-1» — 4,4%, «Евро-0» — 27%.
Между тем новые знаки появились пока только на бумаге.
Технические требования и правила применения новых указателей должны быть
закреплены в ГОСТах — Р52289 и Р52290. Новую их редакцию готовит институт
«РосдорНИИ» (входит в систему Минтранса), даты выхода документов пока не
называется, в Минтрансе изданию заявили, что работа находится «в завершающей
стадии».
Разработка стандартов заложена в программе национальной
стандартизации 2018 года, добавляют в Росстандарте, но сроков также не
называют. Пока действует редакция стандартов 2004 года. Это не просто
формальность: чтобы указатели установить, надо их закупить у производителей, а
те не знают, как наносить графику: нужны стандарты. В московском Центре
организации дорожного движения подтвердили: «Чтобы начать устанавливать новые
знаки, необходимо внести изменения в ГОСТ». Такой же позиции придерживаются и
власти Новосибирской области и Казани.