Цена билета на проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования для пассажиров, не имеющих льгот, в 2013 году может вырасти на 60% по сравнению со стоимостью в 2012-м. Такую оценку высказал вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Михаил Акулов в ходе слушаний в Общественной палате по проекту федерального бюджета на 2013-2015 годы. По его словам, это может произойти в результате перехода на новые правила предоставления субсидий РЖД на пассажирские перевозки.
"Если взята за основу формула, примененная в авиаперевозках, когда для пассажиров категории до 23 лет и после 60 лет предоставлена скидка от действующего тарифа, то в случае с железнодорожным транспортом это приведет к обратному эффекту. Сыграв в авиации на снижение тарифа, мы, применив это в железнодорожных перевозках, почти 70% потребителей перевозок в регулируемом сегменте нагрузим дополнительной тарифной нагрузкой почти на 60%", — сказал Акулов. Он напомнил, что проект бюджета предусматривает сокращение субсидий РЖД на пассажирские перевозки, хотя, по его словам, и ранее РЖД получало недостаточный объем субсидий для возмещения убытков от регулируемых государством тарифов.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что РЖД необходимо повышать эффективность своих расходов. "РЖД иногда самостоятельно устанавливает льготные тарифы и не обращается к федеральному центру за субсидиями", — отметил он. В ответ на это Акулов заявил, что такие льготы РЖД самостоятельно устанавливает в нерегулируемом прибыльном сегменте, "где проблем нет".
На днях сообщалось, что Минифин предлагает субсидировать плацкартные железнодорожные перевозки с 2013 года только для молодежи в возрасте до 23 лет и пенсионеров. "Все-таки было бы правильнее, когда мы говорим о перевозках пассажиров в плацкарте дальнего следования, исходить из принципа нуждаемости", — сказал Силуанов, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Трудоспособное население само может оплатить стоимость билетов в полном объеме, уверен он.
Сейчас тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. Например, при средней себестоимости проезда 1200 рублей пассажир платит 800 рублей. На компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров в 2011 году выделялись субсидии в размере 29 миллиардов рублей. В проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы на эти цели предусматривается лишь 15 миллиардов рублей в год.