Неудовлетворительное состояние дорожной сети в России сводит на "нет" все усилия правительства по улучшению инвестиционного климата в стране. По словам главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, состояние автодорог в стране может на 100% обесценить все попытки привлечь инвесторов.
"У нас уже есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довести продукты питания в срок до места потребления", — заявил министр, приведя статистику. Во времена СССР в эксплуатацию ежегодно сдавали по 10-12 тысяч автодорог общего пользования, в 1990-е годы этот показатель сократился до 6-7 тысяч, на сегодняшний день — до 2 тысяч.
Более того, отметил Белоусов, дорожные фонды, которые должны были решить проблему финансирования дорожного строительства, не только не улучшили ситуации, но скорее усугубили ее. После возобновления деятельности фондов возник вопрос их наполнения, которое зависит, в том числе, от акцизов на бензин. А акцизы со временем будут только сокращаться, так как Россия постепенно переходит на более качественный бензин, акцизы на который были снижены ради мотивации нефтяных компаний выпускать хорошее топливо. "То есть, в зависимости от повышения качества бензина финансовые источники дорожных фондов будут сокращаться", — пояснил Белоусов.
Помимо наполнения фондов, существует проблема нормативного ремонта автомобильных дорог. "Но ремонт дороги не обеспечивает повышение ее пропускной способности, а в результате финансирование новых дорог фактически сузилось", — резюмировал министр.
Решать вопросы Белоусов предложил за счет нефтегазовых денег из бюджета. По его мнению, финансирование дорожного строительства необходимо увеличить с 3% до 4,5% ВВП. Однако бюджет, обремененный долгосрочными обязательствами, не позволяет этого сделать. Белоусов предлагает вложить в дороги часть нефтедоходов, которые идут в резервный фонд, — наполнять его не до 7% ВПП, как того требует бюджетное правило, а до 5%. "Это единственная форма создания строительства дорог", — считает глава министерства, отмечая, что другие источники финансирования очень ограничены в связи с низкой окупаемостью таких проектов.
Россия занимает 100-е место (из 142) в рейтинге конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума. По качеству дорог наша страна находится на 130-м месте.