Девальвация рубля приведет к тому, что цены в магазинах поднимутся на 10-25%, считают в Высшей школе экономики (ВШЭ). В первую очередь подорожает импорт и товары, производимые в России с использованием ввезенного сырья. Из продуктов первыми могут прибавить в стоимости фрукты и овощи, мясо, колбасные изделия, рыба и молочные продукты.
Аналитики ВШЭ заявляют, что это произойдет примерно через пару месяцев, когда закончатся запасы, закупленные по прежним ценам. Доля импорта в товарах, которые предлагают российские магазины, довольно высока, по разным оценкам — от 30% до 40%. По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году в Россию было импортировано наиболее значимых товаров на сумму 317,8 миллиарда долларов. В этой сумме доля продовольствия и сырья для его производства составила примерно 13,4%. Больше всего в Россию было ввезено фруктов (1703,4 тысячи тонн), мяса (1284,7 тысячи тонн), рыбы (774,7 тысячи тонн).
Хотя в некоторых сегментах (мясо птицы, свинина) зависимость от импорта удается сокращать, в других она остается критической. Например, импортной является 80-90% продаваемой одежды, 80% бытовой техники, 75% лекарств, 70% спорттоваров и игрушек, а также более половины косметики. Сегмент продуктов питания в целом на этом фоне выглядит не таким уж импортозависимым, хотя процент ввозимой продукции здесь меняется в зависимости от ее вида. Например, из предлагаемых магазинами фруктов около 70% являются импортными, из овощей — 30-40%, но оба показателя привязаны к сезонности. Доля импорта в молочных продуктах также довольно высока — соколо 30%. Из них на сыры приходится около 50% импорта, на сливочное масло — 35%, на сухое молоко — 60%.
Импорт мяса оценивается в 27%, но в последние годы его доля заметно снижается. Специалисты в этой области отмечают, что в Россию импортируется около 2 миллионов тонн разного вида мяса, а производится более 10 миллионов тонн. Быстрее всех в этом сегменте развивается производство отечественного мяса птицы и свинины.
С одной стороны, ослабление рубля и отсутствие альтернативы импорту на руку продавцам, которые любят повышать цены на товар, и не дожидаясь подходящего для этого повода. С другой, резкое повышение цен, особенно сетями, работающими на определенного потребителя, невыгодно. Кроме того, на некоторые категории товаров, согласно договору, можно повышать цены всего лишь несколько раз в год, а он еще только начался.