Как сообщила Счетная палата РФ, степень износа речного транспорта в стране превышает 83%, а удельный вес пригодных к эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений составляет 24%. Такие данные были опубликованы по итогам проверки использования бюджетных средств, выделенных на поддержку внутреннего водного транспорта РФ.
Большинство действующих на внутренних водных путях России судоходных гидротехнических сооружений (СГТС), по данным Счетной палаты, введены в эксплуатацию 50-70 и более лет назад. "Удельный вес СГТС, находящихся в работоспособном техническом состоянии, за период с 2010 по 2012 год уменьшился с 26,9% до 24,1%", — отметило ведомство.
Регулирующие документы в сфере внутреннего водного транспорта приняты в 70-90-х годах прошлого века и не обновлялись с учетом современных требований, что создает риски возникновения аварий и катастроф, считают аудиторы. Протяженность внутренних водных путей без навигационного оборудования и без гарантированных габаритов выросла до 49,7 тысячи километров с 34,6 тысячи в 2010-2012 годах, что приводит к снижению эксплуатационных возможностей флота, падению спроса на перевозки грузов, снижению безопасности речных пассажирских перевозок.
При этом объем бюджетного финансирования на внутренний водный транспорт вырос до 26,5 миллиарда рублей в 2012 году с 17,3 миллиарда рублей в 2010 году. Отмечается, что кассовое исполнение бюджетных назначений было на высоком уровне: 99,8% в 2010 году, 99,4% в 2011 году, 99,7% в 2012 году.
Крупнейшей катастрофой речного транспорта в современной истории России стало крушение построенного в 1955 году теплохода "Булгария" в Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года. Тогда погибли 122 человека, спаслись 79. Срок эксплуатации дизель-электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.