Цены на продукты питания перед предстоящим Новым
годом выросли гораздо сильнее, чем перед новогодними праздниками в 2014 году, таковы
результаты опроса россиян, проведенного по заказу РБК,
Большинство респондентов почувствовали резкий рост
цен на продукты перед Новым годом. «Рост цен сильнее, чем в прошлом году», —
ответили 56,5% опрошенных. Ровно треть респондентов — 33,3% — считают, что рост
цен такой же, как был в прошлом году. И только 10,2% не заметили резкого роста
цен накануне Нового года.
Из традиционных продуктов для новогоднего стола
сильнее других подорожали алкогольные напитки. На втором месте из подорожавших
продуктов, по их мнению, оказались мандарины и другие цитрусовые. Следом идут
другие фрукты, яйца, овощи и кондитерские изделия.
Почти 40% опрошенных отметили, что попытаются
сэкономить на алкогольных напитках для новогоднего стола. 43,9% ответивших
стали в этом году отдавать предпочтение российским продуктам.
Существенный рост цен на эти продукты за прошедший
год подтверждают данные Росстата. Так, за год с ноября по ноябрь сухое
столовое вино подорожало в среднем на 22,9%, до 362,8 рубля, игристые
отечественные вина — на 12,3%, до 283,4 рубля, апельсины — на 56,2%, до 103,2
рубля за 1 кг, яйца — на 12,3%, до 61 рубля за 10 штук, шоколадные конфеты — на
26,4%, до 567 рубля за 1 кг. Несильно выросла в цене только водка — на 2,3%, до
559,1 рубля.
ПРОДУКТОВЫЙ ПАТРИОТИЗМ
Подорожали главным образом импортные алкогольные напитки.
Импортеры вина, виски, рома и других напитков в основном платят производителям
в долларах и евро, поэтому вынуждены поднимать цены с ростом иностранных валют импортные
вино, коньяк и виски должны были вырасти за год более чем на треть.
Больше трети опрошенных — 34,8% — планируют потратить
на продукты для новогоднего стола от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Еще 27,2%
думают израсходовать от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, 22,3% — от 1 тысячи до 3
тысячи рублей. Большинство указали, что эта сумма не будет отличаться от той,
которую они потратили в прошлом году.
В этом году россияне будут экономить в первую
очередь на объемах продуктов для новогоднего стола, считает директор центра
конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович:
«Большинство россиян поставят на стол все то же, что и в прошлом году, просто в
меньших объемах, из-за того что все подорожало, — уверен он. — Вместо трех
бутылок шампанского купят две, вместо 2 кг мандаринов — 1,5 кг. При этом денег
они потратят столько же, сколько и в прошлом году».
Предпочтение российских продуктов Остапкович
объясняет двумя причинами: патриотической тенденцией, навязанной СМИ, и
расчетом на то, что отечественные товары дешевле. Однако последняя причина
скорее психологическая: «В большинстве случаев нельзя сказать, что на
российские продукты цена принципиально ниже, чем на импортные», — говорит
эксперт.