Российским авиаперевозчикам грозит коллапс из-за роста затрат. Об этом заявили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), участниками которой является более 100 авиакомпаний.
По подсчетам Ассоциации, в 2011 году совокупный убыток топ-35 перевозчиков составил 14,5 миллиарда рублей. Из 35 авиакомпаний с отрицательными финансовыми результатами год закончили 22. Годом ранее они смогли получить прибыль. При этом рынок авиаперевозок в России вырос за прошлый год на 11%, а в первой половине 2012-го — на 20%.
Среди причин убытков АЭВТ выделяет неконтролируемый рост стоимости топлива и наземного обслуживания. По данным Ассоциации, в 2011 году цены на авиаперевозки в среднем выросли на 11,8%, при этом авиакеросин подорожал на 30,7%. Плата за наземное обслуживание за последние пять лет выросла на 119-211%. Аэронавигационное обслуживание подорожало на 124% для российских линий и почти на 200% — для международных.
В Ассоциации отмечают, что больше остальных страдают региональные авиакомпании, и предлагают две меры для поддержки отрасли. АЭВТ считает необходимым обнулить НДС для внутренних рейсов. Для бюджета этот шаг будет стоить около 35 миллиардов рублей. Кроме того, авиаперевозчики предлагают обнулить пошлины на региональные лайнеры вместимостью до 72 кресел. В ближайшее время АЭВТ подготовит соответствующее обращение в правительство.
2 июля прогноз на 2012 год для мировой авиационной отрасли опубликовала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). По данным ассоциации, в этом году рентабельность мировой отрасли авиаперевозок составит 0,5% против 2,9% в прошлом году. Прибыль в 2012-м упадет до 3 миллиардов долларов против 7,9 миллиарда в 2011-м.