Прибыль российских компаний (без учета малых предпринимателей, банков, страховщиков и бюджетников) в январе-феврале 2014 года сократилась в годовом выражении сразу на 31,5%. Столь значительное падение показателя оказалось максимальным с октября 2009 года и коснулось большинства отраслей. Основная причина спада — увеличение убытков в 2,3 раза (3,7 раза в обрабатывающей промышленности) при росте прибыли всего на 3,3%. Доля убыточных компаний за год незначительно уменьшилась только в сельском хозяйстве и строительстве.
Проведенное Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) исследование влияния девальвации на предприятия реального сектора показало, что позитивное воздействие на доходы компаний проявилось одноразово — через улучшение ценовой конкурентоспособности экспортеров (для нефтяников и металлургов), а также через рост цен на конкурирующий импорт.
Увеличение цен на импортные комплектующие и оборудование наряду с удорожанием валютной части долгов быстро сводит влияние эффекта девальвации на доходы предприятий к нейтральному (сельское хозяйство) или негативному (услуги, машиностроение, химия). При этом общее среднесрочное влияние на экономику, включая домохозяйства, оказывается отрицательным, признают в ЦМАКП. "Девальвация срабатывает в плюс, пока запасы компаний старые и производятся новые товары. Уже в конце первого квартала 2014 года ее эффект станет негативным. Вероятно, во втором квартале мы увидим еще большее проседание доходов компаний и производства", — пояснил представитель ЦМАКП Владимир Сальников.
Потенциал импортозамещения в РФ ограничен пищевой и лесопромышленной отраслями, а также отдельными непродовольственными товарами повседневного спроса. Машиностроительный импорт чаще всего либо вообще не имеет аналогов, либо в российской продукции активно используются импортные материалы и комплектующие, отмечают в ЦМАКП.
"В условиях падения рентабельности, роста издержек и удорожания импорта российские компании будут скорее выбирать стратегию повышения цены своей продукции, чем ее удержания на прежнем уровне для расширения физических объемов продаж", — заключают авторы доклада.