Ущерб государства от неудачных незастрахованных запусков космических аппаратов и транспортных рейсов на орбиту превысил 20 миллиардов рублей, следует из ответа Российской ассоциации авиакосмических страховщиков контрольно-ревизионному управлению Кремля. За последние четыре года было проведено 100 запусков в космос, шесть из них признаны неуспешными или аварийными, причем как минимум пять из них не были застрахованы.
Ранее Роскосмос считал нужным страховать только "уникальные" (как "Фобос-М"), а не серийные спутники (типа ГЛОНАСС). Но серийная техника, в том числе ракеты-носители, оказалась не столь надежной. "Основные причины космических аварий последних лет — человеческий фактор и недостатки контроля производства космической техники, в том числе ошибки при сборке и недостаточный объем заводских испытаний", — перечислил вице-президент РААКС Павел Шутов. Первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин назвал другие причины: ошибки в программном обеспечении, при монтаже и сборке ракеты-носителя, проблемы с разгонным блоком.
Исправить ситуацию должен закон о страховании космических рисков, который премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать после крушения "Протона" в июле 2013 года. Работу над проектом взял под свое крыло вице-премьер Дмитрий Рогозин, по поручению которого Роскосмос, Минобороны, Минэкономразвития и Минфин должны подготовить свои проекты к 14 августа.
Свой проект готовят и в РААКС. Ассоциация предложит страховать не только сами запуски и эксплуатацию на орбите, но и испытание ракетных двигателей, а также персонал предприятий космической отрасли. Сколько это будет стоить, организация пока не подсчитала. По оценкам участников страхового рынка, стоимость страхования запусков и последующей эксплуатации космических аппаратов на орбите колеблется в пределах 16-25%.