Иллюстрация с сайта www.jupiterimages.com, by Comma Image
Монополистов пересчитают
Торговая сеть, занявшая в границах одного муниципального образования более 15% рынка, будет признана доминирующей, и к ней будет применяться антимонопольное регулирование. Такое предложение содержит подготовленный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) законопроект об основах госрегулирования торговли в России. Участники рынка полагают, что эта норма отобьет желание у торговых сетей осваивать региональные рынки.
Законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" MЭРТ разрабатывало почти два года. Вместе с министерством в борьбе с произволом в рознице будет участвовать и Федеральная антимонопольная служба. Согласно тексту законопроекта, "продавец продовольственных товаров признается занимающим доминирующее положение, если его доля в общем объеме розничной торговли в границах муниципального образования превышает 15%". По действующим нормам порог доминирования установлен на уровне 35%. Правда, МЭРТ делает оговорку о том, что компания не признается доминантом, если численность этого города не превышает 30 тысяч человек.
В ФАС объясняют снижение порогового значения особенностями рынка ритейла. "Во-первых, торговля находится на конце товаропроводящей цепи, что дает ей определенные преимущества, - пояснил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. - Во-вторых, существует дефицит торговых мест. Это позволяет торговым сетям, занимающим долю на рынке даже меньшую, чем 35%, диктовать свои условия поставщикам товаров". Специалисты ФАС выявили порядка 27 условий, которые мешают развитию конкуренции среди поставщиков.
Генеральный директор розничной сети "Вестер" Александр Астрейко согласен, что изменение антимонопольного требования будет способствовать развитию конкуренции на рынке. "У покупателей появится возможность выбирать между качеством обслуживания и уровнем цен, предлагаемых разными магазинами", - отмечает он. По его словам, в крупных городах России доля торговых сетей, как правило, пока не достигает 15%. Однако введение низкого порога приведет к тому, что в маленькие города крупные сетевые компании просто не пойдут. "В небольших городах так и останутся мелкие частные предприниматели, предлагающие товары по высоким ценам, - говорит генеральный директор "Магазина Магазинов" Анна Ширяева. - Только у крупных сетей есть возможность закупать большие партии и требовать скидок у оптовиков".