Впрочем, многое свидетельствует в пользу того, что ТНК-ВР, которой сейчас принадлежит более 62% месторождения, скорее всего, останется в проекте. Но только на других условиях.
Британский нефтегазовый гигант ВР уже давно всеми способами пытается привлечь к разработке Ковыктинского месторождения российскую газовую монополию Газпром. Очередное и весьма щедрое предложение - контрольный пакет в месторождении - было сделано Газпрому не далее как в начале этого года. Даже отдав контрольный пакет, ВР, добыча которой в последние годы прирастает главным образом благодаря России, все равно получит существенный коммерческий результат. А без Газпрома ТНК-ВР не сможет выйти на Ковыкте на проектную мощность и выполнить условия лицензионного соглашения. Сейчас СП не имеет доступа к газпромовской трубе, а, соответственно, и к российским потребителям голубого топлива. Отложены и планы экспорта ковыктинского газа в Китай. А Иркутская область, где СП разрешено реализовывать добытое топливо, способна потреблять максимум 2,5 млрд. кубометров газа.
Пока усилия ВР заключить партнерское соглашение с Газпромом не принесли ей желаемых результатов. Правда, накануне заседания Роснедр гендиректор ВР Тони Хейворт провел еще одни переговоры с коллегой из Газпрома Алексеем Миллером. Полное содержание переговоров не разглашается, но, вероятно, именно благодаря им российские чиновники пошли на отсрочку отзыва лицензии.
В самом Газпроме держат паузу и заявляют, что не особо заинтересованы в Ковыктинском месторождении. Так, официальный представитель компании Сергей Куприянов 2 июня сказал, что возможный отзыв лицензии у ТНК-ВР на разработку Ковыкты не связан с интересами "Газпрома", подтвердив при этом, что ТНК-ВР активно предлагает различные варианты партнерства по Ковыкте. Но, по его словам, Газпром не видит для себя этот проект в числе приоритетов.
Однако подобная линия поведения Газпрома, скорее, похожа на игру с целью войти в проект на еще более выгодных условиях, чем сейчас предлагает ВР. Источники в российской компании в неформальных беседах признают, что Газпром остро нуждается в новых объемах газа. Как для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, так и для увеличения экспортных поставок. Иначе как участием в разработке новых месторождений эту проблему не решишь. Новые запасы необходимы и для повышения стоимости компании. Ведь сами газпромовцы провозгласили, что собираются стать ведущей глобальной энергетической компанией.
Куда четче Газпрома по поводу Ковыкты высказался президент России Владимир Путин на пресс-конференции с зарубежными журналистами 1 июня. Говоря о Ковыкте и другом проекте - Сахалин-2, он подчеркнул, что соглашения по их разработке, подписанные в 1990-е годы с западными компаниями, были заключены на крайне невыгодных для нашей страны условиях. В качестве образца исправления ситуации российский президент привел недавнюю историю с Сахалином-2. Напомним, что этот проект по производству сжиженного природного газа контролировала и разрабатывала англо-голландская Royal Dutch Shell и долгое время безуспешно пыталась привлечь в число его акционеров Газпром. Но в конце прошлого года Росприроднадзор выявил многочисленные экологические нарушения на Сахалине-2. После этого Shell вынуждена была пойти на куда большие уступки Газпрому, который в итоге получил контрольный пакет в проекте. Претензии же российских природоохранных органов постепенно сошли на нет. Компания Газпром... неоднократно получала предложения партнеров войти в проект еще раньше, до всяких экологических скандалов, но отказывалась от этого, - подчеркнул Путин, касаясь Сахалина-2. - Но, когда возникли экологические проблемы и замаячила угроза штрафов, я считаю, что вхождение компании Газпром просто спасло проект. Президент также напомнил, что Газпром заплатил за контрольный пакет Сахалина-2 рыночную цену - 8 млрд. долларов, и его партнеры по этому проекту остались довольны.