Новости / Экономика / Корабелов объединяют в холдинги
Корабелов объединяют в холдинги
Виктор Литовкин, Независимое военное обозрение, для РИА Новости.
Вслед за реконструкцией авиационной промышленности России начинается масштабная модернизация и судостроительной отрасли. Президент Владимир Путин подписал указы об Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и об акционировании крупных федеральных государственных унитарных предприятий, работающих в кораблестроении. В ближайшие месяцы, согласно этим указам, будет создано три региональных субхолдинга, организованных по географическим признакам. Один из них - Западный центр соберет под свое крыло судостроительные базы Санкт-Петербурга и Калининграда. Северный - Северодвинские предприятия, расположенные в Архангельской области России, Дальневосточный - предприятия Комсомольска-на-Амуре, Владивостока и Находки. Все 100% акций этих холдингов будут находиться в федеральной собственности и до 1 января 2009 года войдут в уставной капитал ОСК, которую возглавит советник президента по военно-промышленной политике генерал-полковник Александр Бурутин.
REGNUM
"Россия - наш главный враг": Эстония
Дело "казанского Сычева": потерпевший скончался
Чем будет заниматься ОСК? Ответ на этот вопрос дает уже упоминавшийся указ Владимира Путина: разработкой, проектированием, производством, поставкой, гарантийным и сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом, утилизацией судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрением новых технологий и разработок в области судостроения. А вот чем вызвано появление такого решения, мы и попытаемся разобраться.
За последние пятнадцать лет российский флот, как гражданский, так и военный (последний особенно) понес значительные потери. К примеру, численность боевых кораблей ВМФ сократилась в 1,6 раза - с 428 до 273-х, а количество кораблей на боевой службе в море в 7,5 раза - с 210 до 28. Временами их там значительно меньше. Численность личного состава ВМФ уменьшилась в 2,5 раза - с 424 до 169 тысяч человек. Были расформированы Средиземноморская, Индийская и Тихоокеанская эскадры. Морская авиация прекратила полеты в океан, лишившись аэродромной сети на Кубе, Ближнем Востоке и в Африке. Флот из океанского превратился в прибрежный. Если подобная тенденция сохраниться, то, по прогнозам экспертов, к 2015 году в составе ВМФ может остаться не более 60 кораблей (22 атомные, 9 дизельных подводных лодок, не более 29 надводных кораблей).
Однако в последнее время российский военно-морской флот входит в восстановительный период. Принятие госпрограммы вооружений до 2015 года наряду со стратегическими ядерными силами сдерживания определяет развитие флота как один из главных приоритетов государства. Из ассигнуемых на перевооружение армии 4,9 трлн. рублей, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, 25% пойдут на обновление корабельного состава ВМФ.
К 2010 году в России планируется в 1,5 раза увеличить объемы строительства военных кораблей. Заложена серия из 40 фрегатов - не меньше, чем по десять на вооружение Северного и Балтийского флотов, строятся подводные лодки. Атомные крейсера стратегического назначения, такие, как Юрий Долгорукий, Александр Невский и Владимир Мономах, которые планируется вооружить новыми стратегическими ракетами Булава-30 (SS-NX-30 по западной классификации), а также многоцелевые атомные лодки и дизельные. Есть заказы на строительство военных кораблей из Индии, Китая и Алжира. Но...
Загрузка отрасли военными заказами все же не обеспечивает ее выживаемости. К тому же, из элементарного курса научной экономики известно, что строительство боевых кораблей, как и вообще расходы на боевую технику, не приносят прибыли государству. Производство продукции, особенно той, что предназначена собственным армии и флоту, влечет за собой только расходы. С этим ни одна страна, опирающаяся на рыночные отношения, согласиться не может. Необходимо создавать востребованную на рынке гражданскую продукцию, эксплуатация которой будет обогащать бюджет, создавать базу для затрат, как на военную технику (без нее невозможно крепить оборону), так и на товары мирного назначения и коммерческого использования.
REGNUM
"Россия - наш главный враг": Эстония
Дело "казанского Сычева": потерпевший скончался
Новая Объединенная судостроительная корпорация, а также образованные ею субхолдинги, как раз, и должны обеспечить необходимый баланс между военной продукцией и гражданской, сделать их коммерчески востребованными. Хотя и здесь есть определенные сложности. У России есть хороший опыт строительства боевых кораблей, как надводных, так и подводных, ее судостроительная промышленность на 80% - военная. А вот с созданием коммерческих судов ей трудно конкурировать с другими странами. С той же Польшей, Испанией, Италией, не говоря уж о Южной Корее и Японии, о других ведущих странах, чья подобная продукция пользуется огромным спросом на мировом рынке и кому составить конкуренцию будет весьма проблематично. Если говорить откровенно, то в этом сегменте судостроения наша страна явный аутсайдер.
Но российская судостроительная промышленность, по крайней мере, по тем планам, что озвучены в кругах, близких к ОСК, и не собирается конкурировать с корабельными грандами, она ищет свою нишу в этой отрасли, где ее продукция будет гарантированно востребована. И такая ниша у России есть. Это ледоколы, в том числе и атомные, платформы и специальные суда, предназначенные для разработки континентальных шельфов, другая специализированная продукция. В том, что здесь мы можем получить достаточно заманчивые заказы, говорит только один факт - самая большая в мире и самая мощная плавучая американская радиолокационная станция, та самая, которую США сейчас перегнали от Гавайев к Алеутским островам, установлена на платформе, которую построили на российском судостроительном заводе.
Еще более интересным представляется рынок газовозов, который переживает сегодня настоящий бум и является самым быстро растущим и дорогостоящим сегментом мирового судостроения. Интересно здесь и то, что он закладывается под транспортировку именно российского газа. Это тоже один из реальных шансов вытащить отечественное судостроение из прорыва. Особенно, если создаваемые ныне холдинги будут активно сотрудничать с некоторыми зарубежными судостроительными фирмами и их банками, что уже давно и успешно трудятся на данном рынке. Словом, российскому судостроению дан новый старт. Очень скоро будет видно, как оно сумеет воспользоваться представленными ему возможностями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции