А.Лебедев: Макроэкономическая политика правительства ошибочна
Уровень социально-экономического развития страны в настоящее время значительно ниже показателя 1990г. Причины отставания - в ошибочной макроэкономической политике. Такое мнение высказал заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Александр Лебедев на ежемесячном семинаре Национального инвестиционного совета (НИС), посвященном проблемам социально-экономического развития России.
По словам депутата, текущие показатели социально-экономического развития России существенно отстают от аналогичных показателей 90-х годов. В частности, объемы жилищного строительства в 2006г. составили всего 46% от аналогичных показателей 1990г., объемы промышленного производства - 70%, сельхозпроизводство – 72%, объем грузооборота - 74%, а реальные заработные платы в 2006 году составили 70% от уровня начала 90-х годов.
В частности, он напомнил, что основной целью проводимой в стране политики провозглашена борьба с инфляцией. При этом в качестве инструментов этой борьбы используются ограничение госрасходов и стерилизация реально полученных доходов через формирование Стабилизационного фонда и досрочное погашение внешнего долга.
"Зачем гасить внешний долг, если мы могли бы взять эти 22 млрд долл. и зарабатывать на них. Кудрин говорит: "Моя мечта ставки сделать 5-6%". Кто ж тебе мешает взять те деньги, которые мы немцам заплатили, плюс миллиард премии, и использовать их для дотирования процентных ставок? Таким образом, обслуживание внешнего долга стоит 6%, а ставки у тебя 7%?", недоумевает А.Лебедев. В качестве примера он привел Финляндию, где соотношение внешнего долга к ВВП составляет 60%. "Это значит, что они умеют умно и эффективно заимствовать и тратить средства на собственную экономику", - заявил А.Лебедев.
Кроме того, считает он, прирост внешнего частного долга значительно превышает погашение госдолга и формирование Стабфонда. В 2004 году общее количество средств, потраченных на погашение внешнего долга и формирование Стабфонда, составило 15,5 млрд, а объем частных внешних заимствований – 30 млрд. В 2005 году было уже 48 млрд долл. против 67 млрд. Таким образом, действия по стерилизации денежной массы были нивелированы.
По его мнению, правительство использует ошибочную методику определения показателей инфляции. "Я не понимаю, как у нас цены на жилье могут вырасти на 100% за год, тарифы на ЖКХ - на 30%, по всем товарам и услугам, наиболее востребованным населением, может быть рост цен, а инфляция при этом может снижаться", - пояснил А.Лебедев.
"Госдуарственные расходы необходимо ограничивать в том, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку и не расширять заимствований. Существующее ограничение расходов бессмысленно. Держать такой профицит в бюджете - равносильно оттоку средств из экономики. Такая политика может, напротив, только подхлестнуть инфляцию", - считает А.Лебедев.
В свою очередь член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева согласилась с тем, что рост денежной массы не является основной причиной роста инфляции. По ее словам, главной причиной является рост тарифов на услуги ЖКХ. Как отметили О.Дмитриева, основной прирост инфляции фиксируется в первые два месяца каждого года, когда объявляются тарифы на коммунальные услуги. Вместе с тем правительство ничего не предпринимает для ограничения тарифов естественных монополий.
По словам О.Дмитриевой, единственный показатель, по которому в последние годы отмечается рост, по сравнению с периодом начала 1990-х годов, - это рост ВВП. Однако, подчеркнула О.Дмитриева, этот рост, прежде всего, связан с ростом цен на нефть и углеводороды, а также "разбуханием" сектора услуг и операций на рынке недвижимости.