В какой-то момент военные поставки Москвы могли плавно изменить карту безопасности в значительной части Центральной и Южной Америки, и эти результаты вряд ли понравятся вашингтонским политикам, сетуют составители доклада. В нем также приводятся данные исследовательской службы Конгресса США, согласно которым с 1998 года по 2001-й Россия поставила в страны Латинской Америки оружия на сумму в 300 млн. долларов, а с 2002 по 2005-й на сумму в 600 млн. долларов. Конгресс прогнозирует, что поставки российских вооружений в этот регион планеты будут в ближайшие годы только возрастать. Так ли это? И почему такое происходит на заднем дворе Соединенных Штатов, как в Вашингтоне всегда называли страны к югу от тридцатой параллели?
Ответы на эти вопросы не так очевидны, как кажется на первый взгляд. Дело не только в полевении некоторых государств Южной и Центральной Америки, где в последние годы к власти пришли, так называемые, народные руководители. В первую очередь, в Бразилии, Колумбии, Никарагуа и Венесуэле. Но и в том, что политика Вашингтона на континенте стала казаться им слишком эгоистичной, ничего не имеющего общего с партнерскими, взаимовыгодными отношениями со своими южными соседями. Кроме того, тот жесткий контроль, который США всегда осуществлял над правительствами Латинской Америки, их внешней политикой и экономическим развитием, в последнее время несколько ослаб. У Вашингтона начались проблемы с Ближним и Средним Востоком, где не утихают бои в Ираке и Афганистане. Совершенно отбился от рук Иран, не желающий выполнять требования резолюций Совета безопасности ООН. Не все ладно во взаимоотношениях со стратегическими союзниками по НАТО, где Франция и Германия не поддержали оккупацию Междуречья. Рушится привычная картина однополярного мира...
Более того, извечные попытки Вашингтона надавить на недружественные режимы в Южной Америке применением экономических санкций, не срабатывают. Ни в Венесуэле, ни даже в Колумбии, где Вашингтон всегда был, как у себя дома. Отказ США поставить запасные части для истребителей F-16, которые стоят на вооружении ВВС страны, привел к тому, что президент Уго Чавес обратился с просьбой к России о продаже его стране новейших российских многоцелевых истребителей Су-30МК.
Конечно, Москва не могла отказать ему в этом. Экспорт оружия и систем обеспечения боя для России - это не только политика, направленная на повышение рентабельности собственных оборонных предприятий и обновление их производственного фонда, но и чистый бизнес. Стремление заработать средства для экономического развития страны и повышение обороноспособности собственной армии. Как утверждают в Рособоронэкспорте, единственном в России посреднике по экспорту и импорту военной техники и оборонных услуг, поставки российского оружия в Латинскую Америку вовсе не направлены на вытеснение с этого рынка США. Они не влияют на соотношение сил в регионе, где Вашингтон продолжает доминировать. В чем легко убедиться, если открыть любой справочник, который содержит данные по структуре боевой техники и оружия, которые стоят на вооружении той или иной армии, авиации и флота. В том числе, и знаменитый The Military Balance 2006-2007.