Велосипед в Копенгагене. Фото пользователя Leping┄┄┄✈с сайта www.panoramio.com
Копенгаген (Дания) планирует сосредоточиться на ветровых электростанциях, электрокарах, велосипедных дорожках и энергоэффективных зданиях в попытке стать к 2025 году первой столицей в мире, не производящей выбросов углекислого газа. Проект подразумевает масштабную реконструкцию зданий, установку новых ветровых турбин и транспортную реформу.
В течение ближайших 13 лет на выполнение плана будет потрачено 4,7 миллиарда долларов. Центральная власть в одиночку с этим не справится. Муниципальные инвестиции должны составить 450 миллионов долларов, а частные — 3-4 миллиона. Зато, как только цель будет достигнута, ежемесячные счета за электричество и отопление станут примерно на 60 долларов меньше. Обсуждение плана начинается на этой неделе, а его окончательное утверждение горсоветом намечено на 23 августа.
В прошлом году город произвел 1,9 миллиона тонн углекислого газа. Но даже без нового плана к 2025 году этот объем сократится до 1,16 миллиона тонн в результате уже принятых мер, в числе которых жесткий лимит, введенный ЕС, на автомобильные выхлопы, рост сектора возобновляемых источников энергии и замена ряда угольных электростанций на те, что жгут биомассу. Вклад мер по увеличению энергоэффективности составит 7% сокращения выбросов. Реконструкция зданий позволит снизить спрос на отопление на 20%, коммерческое потребление электроэнергии — на 20%, бытовое — на 10%. Кроме того, на крышах домов появятся солнечные батареи, они обеспечат 1% потребности города в электроэнергии. Еще на 74% выбросы сократятся за счёт более широкого использования энергии ветра, появления новой электростанции на биомассе и геотермальной электростанции, а также внедрения новой технологии сортировки пластикового мусора.
Расширение сети велосипедных дорожек, внедрение гибридных автобусов и биогаза, а также более широкое использование электромобилей даст еще 11%. К 2025 году 75% пассажирских перевозок будут осуществляться посредством общественного транспорта, велосипедов и нижних конечностей. Половина населения будет ездить на работу на велосипедах (сегодня — 33%). Количество пассажиров общественного транспорта подрастет на 20%. Кстати, этот самый транспорт, конечно же, будет работать не на ископаемом топливе, а на электричестве, водороде и биотопливе.
В этом году в Копенгагене уже открылась первая велосипедная магистраль из двадцати шести запланированных. Дорожка протяженностью 22 километра со светофорами, работающими в пользу велосипедистов, потребовала всего 2,3 миллиона долларов. До конца года появятся еще два маршрута.
Копенгаген — довольно большой современный город, а потому его отказ от выбросов, конечно же, будет замечен миром. Сейчас численность населения датской столицы составляет 537 тысяч человек (с пригородами — 1,5 миллиона); к 2025 году она вырастет на 100 тысяч жителей, появится 20 тысяч новых рабочих мест. Это потребует введения в эксплуатацию 6,8 миллиона "квадратов" нового жилья и коммерческой недвижимости. В ремонт зданий, принадлежащих муниципалитету, и замену уличных фонарей на более энергоэффективные лампочки город вложит 235 миллионов долларов. Тем самым энергопотребление в зданиях снизится на 40%, а на улицах — вдвое.
Муниципалитет надеется, что план, охватывающий только "Большой Копенгаген" (без пригородов), привлечет в город ученых и бизнесменов, занимающихся новыми "зелеными" технологиями.
С 1990 года Копенгаген сократил выбросы углекислого газа на 40%, в то время как его экономика выросла вдвое. В основном это связано с тем, что 98% города перешло на централизованное теплоснабжение. Когда тепло и электроэнергия производятся одновременно, эффективность возрастает почти вдвое, что не может не сказаться самым благоприятным образом на кошельках горожан. В 2009 году в "зеленом" секторе экономики Копенгагена было занято 11 тысяч человек. Тогда он принес городу годовой доход в размере 4 миллиардов долларов, из которых 1,7 миллиарда пришлось на экспорт. В 2010-м экономика Копенгагена выросла на 3%, тогда как ВВП Дании — всего на 1,3%. Вся страна собирается отказаться от ископаемого топлива к 2035 году.